Скажем, гордиться успехами своих детей или поистине блестящей доказанной тобой теоремой, или шикарным выступлением своих дипломников на международной (и вовсе не студенческой) конференции (и так далее, и так далее) -- это все как бы такая, нормальная, правильная гордость.
А есть поводы для гордости реально странные. Например, однажды мне написал письмо филдсовский лауреат. Но не как математику, а как блогеру. И я этим очень горжусь, что вот такая звезда математического мира -- а иногда читает мой блог.
(Тем, что есть реально мои математические кумиры, которые читали мои работы как математика, я тоже горжусь, но это вот как раз не странная гордость, а более обычная, что ли.)
Казалось бы, странных поводов для профессиональной городости не бывает. Ан нет, все не так. У меня реально есть один крайне-крайне странный повод для профессиональной гордости.
Поступил несколько лет назад ко мне первокурсник.
Вообще, я работаю с разными курсами, но больше половины моей нагрузки -- это первый курс, я у них веду предмет "Алгебра и геометрия". По сравнению с другим математическим предметом -- математическим анализом -- алгебра, конечно же, сразу кажется очень простой и понятной. "Как нефиг делать".
Но дело даже не совсем в алгебре, а скорее во всем разном. Высокие каблуки, шутки про секс на перекрестке (когда я на первой паре объясняю первокурсникам, как стоит себя вести на лекциях -- я им всегда привожу ее в пример), объяснение разных понятий в буквальном смысле слова на пальцах -- вот это вот я. Еще я периодически сижу на парте, могу чертеж чертить не на доске, а на полу, если того требует учебный процесс, пью на лекции кофе, если она в 8 утра и использую слова "блин" и "хрень" чаще, чем "дисгармония" и "несуразность" (и по этому поводу тоже рассказываю анекдот (который про то, что русский матерный в пять раз повышает производительность труда (но на работе я не матерюсь. Почти))) /* три скобки это не веселый смайл в кубе, а просто три вложенные скобки друг в друга, которые надо было закрыть */. Собственно, чего я вам-то объясняю, здесь все про меня все себе представляют правильно.
А еще я не люблю непонятных слов. И вместо слова "коммутативность" нормально говорю "от перестановки мест сомножителей произведение не меняется" (как в первом классе, ага), а вместо слова "транзитивность" говорю "друг моего друга мой друг и поэтому этот значок (вот этот: || или вот этот = или вот этот > ) можно писать паровозиком").
Ну, так вот. Поступил несколько лет назад к нам на первый курс первокурсник. Очень умный парень, из тех редких теперь олимпиадников, которые не уезжают в столицы поступать, а поступают к нам. Ну, вобщем, он посмотрел на меня, и решил, что я дурочка. Даже не матерая такая "дура", а типичная "дурочка", которая в платишках, на каблуках и сережки еще до плеч.
Тетенька какая-то, которую из жалости не гонят, но вообще ничего умного она не знает. Нет, он прямо об этом мне, конечно же, не говорил. Но это было понятно. Это, собственно, не он один такой первый.
Я очень хорошо помню первого студента, который в кулуарах говорил своим однокурсникам: "Пффф, Кукина, чего она может мне рассказать нового?" -- ну, собственно, тот-то до диплома не доучился, ибо на лекции ко мне не ходил.
А вот этот, про которого идет речь, был более ответственный, и на лекции ходил (хотя поначалу с видом близким к брезгливому; который постепенно сменился на скучающий; и наконец -- к декабрю первого семестра студент принял вид крайне заинтересованный!) Во втором семестре студент стал ходить в свою группу на практики (но там вел другой препод, не я), а еще и в мою! Причем, в своей группе (у преподавателя, которого он в сентябре записал в "умные") он пропускал больше, чем у меня (куда он вообще ходить не должен был).
Со второго курса он начал ходить ко мне дополнительно на все курсы, которые я читаю (тогда я еще "Историю" не читала -- туда бы, может, и не ходил). Что-то было спецкурсами, а что-то -- курсами, которые я читала для студентов других направлений, а на их направлении это было не предусмотрено. Даже один год я специально, зная, что он опять придет на мой спецкурс, читала спецкурс не старый, а новый, другой. Чтобы этому парню было интереснее.
По плану он должен был у меня прослушать ровно один курс -- Алгебру и геометрию на 1 курсе, год. В итоге он (даже не смотря на то, что специализироваться пошел не на алгебру, а на другую математику) посетил у меня 7 разных курсов общей длительностью 5 лет. У него, кстати, был блестящий диплом, и он даже использовал в нем что-то по мелочи из того, что узнал именно у меня.
Ничо же так для дурочки, которая, очевидно, не может выговорить "дистрибутивность" и поэтому говорит "скобочки можно открывать", да?
Ну, и я понимаю, что это странный повод для гордости. Но не могу ничего поделать с собой. Недавно вот поболтали с ним в соцсетях -- он до сих пор ко мне очень хорошо относится, хотя сам уже давно защитил диссертацию, и вообще.