Кукина Екатерина (kukina_kat) wrote,
Кукина Екатерина
kukina_kat

Category:

Плюсы/минусы/особенности дистанционного образования

Скорее всего, это заключительный пост из серии про дистанционку. Но очень длинный и без картинок.

Обратила внимание, что преподаватели у дистанционного образования зачастую видят только минусы. Только минусы. Категорически плохо к нему относятся. С другой стороны, многие люди, далекие от образования, видят только плюсы.
Как и у всего в нашем мире, у дистанционного образования есть плюсы, а есть и минусы.

Плюсы у меня будут смешаны с минусами, потому что зачастую это две стороны одной медали.

Плюс: время на дорогу.


Несомненный плюс дистанционного образования -- не тратится время для поездки к месту работы/учебы.

Это плюс -- совершенно несомненный. Позволяет он экономить по-разному. Кому-то 15-20 минут в день, кому-то час-два-три и даже четыре.
А ведь у дороги в универ часто есть косвенные расходы по времени. Например, надеть кофту-шубу-трое колготок- валенки -- и это тоже времени уходит ого-го!
Скажем, в обычном режиме я просыпаюсь примерно за 40-50 минут до выхода из дома. При дистанционном образовании -- за 20 (мне этого хватает, чтобы умыться, поесть и быть готовой вещать).
Когда дорога в универ к первой паре -- этот плюс особенно ощутим! ))

У плюса с временем на дорогу есть интересный побочный эффект. Скажем, если поставить в какой-то день одну пару в универе, то студенты с очень большой вероятностью могут на нее не приехать. Именно потому что все накладные расходы времени, возникающие от дороги туда-обратно приходятся всего-то на одну пару! Если это первая пара -- так особенно.
Но если пара дистанционно -- то уже легче. В принципе, явка будет точно такая же, как на другие дистанционные пары, как я думаю.

Плюс: одежда.


Верхняя одежда не нужна совсем. А многие знают, какая морока таскаться с верхней одеждой по универу. И сдавать ее в гардероб морока. И выхода почти нет.
Но и не верхняя, безусловно, тоже претерпевает изменения. Скажем, студенты на защите дипломов массово не наряжались в костюм-тройку, а надевали рубашку с галстуком; а какой там низ -- совершенно не важно!

Естественно, преподаватели так же. И в трусах читают лекции, и вообще черти в чем. )))
Но, кто хочет, безусловно, может надеть костюм-тройку, почему нет?
Т.е. в выборе одежды при дистанционке гораздо больше свободы -- а это несмоненный плюс.

Тут есть и связанный минус: я ни разу за эту весну не надела мои чудесные синие римские сапоги. Ни разу. А я их так люблю. И в частности, я их люблю за то, что они очень эпатажные.
В целом я к тому, что есть какая-то одежда, которой не похвастаешься, не наденешь, чтобы выглядеть "вау" и собирать комплименты.

Плюс: расписание


В этом семестре почти не пользовались таким плюсом дистанционки, потому что когда начинали семестр -- было все по-старому. И составляли расписание по-старому. Но вообще-то при составлении расписания получается большая свобода.
Один плюс я уже указала. В принципе, почему бы не поставить одну пару в день? Для дистанционки это более нормально, чем для обычного очного образования.
Еще плюсы: не нужно оглядываться на свободу аудиторий, которых вечно не хватает в удобное время. Большие окна перестают быть такими изнурительными, когда они проходят дома, а не в универе. Этими плюсами я успела воспользоваться и в этом семестре. И окна не напрягали -- занималась своими делами. И, скажем, консультации ставила куда хочу, без завязки есть ли свободные аудитории.
Многие группы студентов передвинули свои пары (особенно, с 8 утра) на другое, более удобное всем время.

Кроме общего расписания -- есть расписание индивидуальное. И тут прямо можно развернуться. Если мои лекции все идут под запись в ютуб, то их можно посмотреть в любое время, которое тебе более удобно.
Практики я старалась строить так, чтобы студентам было почти не важно в какое время их выполнять. Строго по звонкам, или в своем темпе и в свое время.
Конечно, это плюс не повсеместный, но этот плюс довольно легко организовать преподавателю -- а для студентов это часто очень нужно. У кого-то дома компьютеров на всех не хватает и папа должен работать в то время, когда студент должен смотреть лекцию. У кого-то еще что-то.

Минус: ответственность за свое время


С этим последним плюсом связан и довольно большой минус. Если лекцию можно посмотреть потом, то студент должен четко и ясно понимать, когда это "потом". Очень легко эти "потомы" могут накопиться так, что во время, оставшееся до экзамена, ничего не успеть!

Как говорили в старой рекламе: "собственность -- это не только право, но и ответственность". Так вот, при дистанционном образовании у студента появилось гораздо больше ответственности следить за своим временем и своим расписанием.

Многие не справились.

Минус: смешалось рабочее время и личное


Еще одна сторона той же медали. Рабочее и личное время смешалось. Если тут все понятно: пары -- рабочее время. Дома -- личное. То с дистанционным образованием -- не понятно.

Та же мама, которая дергает студента помыть посуду. Если у студента пары в универе -- то не дергает. Если пары выглядят как выданный список задач, которые надо решать -- то объяснить маме, что не сейчас посуду надо мыть -- сложнее.
Сложнее и наоборот. На пару уходит ровно полтора часа. А если ты сидишь дома. То в какой момент прекращать решать задачи? Ровно через полтора? Или порешать еще парочку?

Многие преподаватели, которые организовали студентам оперативную обратную связь через месенджеры, чаты или соц.сети -- вздрогнули. Студенты сыпят вопросами постоянно. Ночью, днем, по субботам и вообще всегда-всегда -- и кажется, что работа 24/7.

Опять же: нужна большая личная ответственность, нужно напряжение, чтобы это разделить. Как для преподов, так и для студентов.

Плюс: тренировка взрослой рабочей жизни


Я не скажу, что это для всех. Но мои студенты чаще всего будут программистами, айтишниками или некоторые даже научными работниками.

Так вот. У программистов очень много работы -- ненормированно по времени. И дистанционная работа для программистов и айтишников -- это как здрасьте. Это уже не день завтрашний, а это уже день сегодняшний и почти вчерашний. Частично или полностью очень большой процент компьютерных людей работает на дистанционке. И надо самостоятельно следить за временем, не откладывать все это до дэдлайнов. Надо самостоятельно делить жизнь на личную и рабочую.

Научные работники вообще издревле придут домой и сочиняют теоремы. Я плохо могла понять, когда у папы рабочее время, а когда личное. С мамой было чуть проще -- но не сильно-то.

Очень круто, когда учеба приближена к будущей работе. А это -- еще один аспект. Лучше научиться этому будучи студентом, с гибкими мозгами и свободой прогуливать пары, чем на работе внезапно.

Минус: время на подготовку


У преподавателей плюс от освободившегося времени на дорогу с лихвой компенсировался тем, что времени на подготовку лекций и практик тратится в разы больше.

Это время, безусловно, несколько нивелируется если один и тот же курс читать много лет подряд. Но первый год -- это было тяжело.

Поясню, что я имею в виду. Я прихожу на практику. Я уже готовилась, отобрала задачи, которые студентам надо решать -- это время одинаково и для дистанционного, и для обычного образования.
Но мне надо студентов научить решать задачи такого типа.

Что я делаю на обычной практике? Один студент выходит к доске и самостоятельно решает задачу, а я ему подсказываю, куда двигаться, что делать, что он забыл, перепроверяю его вычисления и так далее.

Что я делаю на дистанционке? Я предварительно записываю видео, как я решаю аналогичную задачу. Я уже подробно писала в прошлый раз -- я прошу студентов решать свою задачу параллельно с этим видео.

Но сколько у меня дополнительного времени уходит на запись видео? Записать видео 10 минут -- это около получаса. Потому что неполучившиеся дубли, потому что то-се-пятое-десятое. Потому что его надо потом обработать, выложить в интернет и так далее.
А это время -- целиком идет сверх моей обычной нагрузки по времени.

И, конечно же, на время "пары" меня никто не освобождал. Я так же всю пару активно работаю. Отвечаю на вопросы, проверяю решения и ошибки студентов, готовлю им полные решения предложенных задач.

Минус: отсутствие присутствия


Ну, кстати, уже многие заметили нестыковку. Если при обычной паре студент сам придумывает как решать задачу, то при дистанционной я ему показываю изначально ход решения -- а это совсем не одно и то же. И да. Я стараюсь так делать не со всеми задачами, а только с некоторыми, а с другими пусть сами придумывают ход решения. И вот тут мы натыкаемся на то, что студенты при дистанционном образовании почти перестают быть группой, а становятся набором индивидуальных личностей.

В группе один скажет одно, другого это натолкнет на другое, а третий наконец придумает, как решать. Когда студенты сами выдумывают как решать -- пусть индивидуально, или в составе группы (но именно, когда было их участие) -- это решение запоминается намного лучше, кажется намного логичнее и роднее. Ни в коем случае это нельзя сравнить с шаблонами, предложенными преподавателем.
Люди творческие знают офигенный прием, практически незаменимый ничем: мозговой штурм. Все высказывают всякие мысли (пусть и дурацкие) по поводу указанной проблемы, и так же все вместе постепенно отделяют зерна от плевел. И этот прием работает только в группе. Когда каждый сидит в своей комнате -- не работает.

Еще когда студенты сидят группой, например, у многих возникает азарт. Решить быстрее, красивее, или хотя бы просто решить. И даже у тех, у кого не возникает азарт -- возникает желание быть хотя бы как все. И все решают, почему бы и мне не порешать. Делать что-то толпой гораздо проще и легче, чем делать по-одному.

Как ни крути, человек -- существо социальное.

И это я уже не говорю про микро-мимику, обнимашки, про горящие глаза -- которые не может передать камера.
Студенты очень четко на паре видят, когда я в шоке от их действий, а когда это у нас дистанционка -- они просто думают, что у меня камера зависла.

Вообще, очень сложно "зажечь" студентов на дистанционке. В обычном кинул искру -- раздувается пламя. Во многом -- из-за эффекта толпы. А тут кидай-не кидай. Критической массы не набирается. Очень сложно.

Есть такой анекдот. Над анекдотом смеются дважды: первый раз за компанию, а второй раз -- когда дойдет.

Так вот эта "за компанию" на дистанционке очень сильно пропадает.

Плюс: отсутствие присутствия


Но у этой медали есть другая сторона. Положительная.
Студенты не стесняются!!!

Застенчивым студентам, интровертам -- на дистанционке проще. Студентам с некоторыми физическими особенностями -- тоже. Заикается, например, кто-то или нервный тик -- на дистанционке можно все общение свести к переписке ))
Не всякая особенность, но многие -- сглаживаются.

И это я не говорю о традиционном страхе выйти к доске! Который на дистанционке тоже сводится к минимуму (но тут, конечно, зависит от того, как устроены пары конкретных преподов).
А ведь еще современному поколению студентов цифровое общение ближе, чем личное.

Плюс: удобно делить каналы информации


От казалось бы минуса, что группа перестает быть группой, а становится набором индивидуумов, есть еще и другой плюс.

Если я работаю с группой, а группа неоднородная: кто-то быстрее, кто медленнее решает. Кому-то интереснее с циферками возиться, кому-то с высшими формами математического бытия. И на паре, при работе с группой -- это сложно.

Если группа так и так распадается на индивидуумов, все становится легче. Кто-то опережает всех -- ну, чудесно, пусть он говорит свои ответы не в общую беседу, а в личку.

Кто-то циферки, кто-то буковки. Я говорила: некоторые пары предлагала задачи отдельно типовые, отдельно нетиповые.

При дистанционке вот такой индивидуальный подход организовать чуть удобнее.

Плюсы: все под рукой


Студент не может забыть дома тетрадку/ручку/учебник/ноутбук. Это большая проблема в обычное время. На дистанциоке нет.

Для преподавателей -- то же.
Чуть другое, но пусть сюда же толпой будет. Можно не таскаться с бумагой. Скажем, мне текст проще напечатать, чем написать от руки. И на моих занятиях испанским это прямо существенно. Печатаю -- распечатываю на принтере -- тащу на занятие. При дистанционке лишние шаги "распечтываю-тащу" пропадает.
При этом кому нравится писать от руки -- тоже не проблема сейчас. Написал -- сфоткал.

Плюс еще такой нюанс того же самого. Скажем, на лекции некоторые преподаватели подглядывают в свои записи. При дистанционке это намного удобнее.

Плюс: у студентов (да и у преподавателя) под рукой есть интернет. Я говорила своим студентам: "а вот это погуглите сейчас". Скажем, пользоваться электронным словарем зачастую намного удобнее, чем бумажным. А в стандартных универовских условиях -- с электронным словарем большие проблемы.

Плюс: обнажился минус старого подхода


Я тут написала плюс, который многие преподаватели считают большим минусом.
Скажем, наш проректор для дистанционной сессии запретила письменные экзамены. Знаете, почему? Потому что студент просто все перепишет с книги (а еще хуже с интернета) и никак это не проконтролируешь!

А на мой взгляд -- это огромный, огромный плюс. Когда учились наши мамы, знания были очень трудно добываемы. Они были на вес золота. В каком году произошла Гражданская война в США? Кто был царем до Николая Второго? Кто написал "Горе от ума"? И так далее, и так далее. Как все это узнать, если тебе не рассказали в школе и не заставили вызубрить? Даже если ты знаешь, в какой книге это написано, и у тебя есть эта книга -- нужный факт найти не так-то просто.
Но с приходом эры интернета все знания у нас под рукой в пятиминутной доступности. И учить как раньше, учить фактам -- это неправильно. Не мне рассказывать гуманитариям, как надо учить. А математики никогда не учили фактам -- поэтому для нас это не так болезненно. Я не на всех гуманитариев бочку качу. Многие абсолютно не так. Юристы предлагают студентам на экзамене кейсы, которых явно нигде не прописано -- и студентам надо самим догадаться, какой набор законов надо притащить под эти кейсы. Преподаватели иностранного языка тоже не предлагают пересказывать на экзамене параграф из учебника -- предлагают, например, беседу на определенную тему. Если экзамен письменный -- ну, текст на эту тему написать. Учителя литературы тоже предлагают написать сочинение и тут мастерски подбирая темы (а не "почему Катерина луч света в темном царстве") -- тоже запросто добиваешься того, что на первый план выходит именно образование студента. С другой стороны, и преподаватели технических наук, особенно инженерных, бывают, грешат этим -- "зазубрить!" и все тут.
Но с дистанционным образованием этот нерв, что "студент на экзамене просто переписывает книгу" -- он обнажился. И, я очень надеюсь, что это заставит приличных преподавателей задуматься, о том, как правильно учить и чему учить. Что бешенная зубрежка сейчас -- это вообще самая бессмысленная бессмысленность из всех бессмысленных бессмысленностей.

Короче, на мой взгляд, это прямо отличный плюс дистанционки.

Плюс: удобные аудитории


Я тут много коротких плюсов объединю в один.

Кресло у студента дома удобнее лавочки в универе. А еще на кресло в доме никто не наклеил жвачку и колготки от него не рвутся!

Кроме того, если студент устал, он легко может встать, размять мышцы, походить. Можно сходить в туалет или взять чашку чая (или даже обед с собой на пару). Очень удобно, как ни крути.

"С доски" при дистанциоке видно и слышно одинаково хорошо. Не секрет, что куда ни садись, всегда будет место на доске -- слепое пятно, которое отсвечивает. С задних парт не слышно вообще ничего. А тут если никаких проблем с техникой у препода не случилось -- то видимость и слышимость, собственно, максимальная, которую препод может обеспечить.

Я не знаю, как у вас, но у нас в универе проекторы -- тот еще геморрой. Где-то полосят, где-то не передают какой-то цвет (скажем, красный). И если надо показать одну-две картинки, то проще не заморачиваться. А при дистанционке эта проблема пропадает. Картинки, видео, звуки -- прикрепить к своей лекции не сложно! Т.е. "интерактивность" такая, какая ни одной аудитории в мире не снилась.

И еще тут же интересный плюс так сказать "аудитории". Его замечательно описал мой учитель и коллега А.С.Штерн. Иногда перед парой хочется сделать заготовки на доске. Нарисовать какой-то чертеж, написать буковки и так далее. Но в обычной жизни это невозможно. В аудиторию кто-то придет, и сотрет твои заготовки.
А при дистанционке -- нет!

Минус: нет дополнительных каналов информации


У человека (условно) пять чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
В классическом образовании сильно зависит от специальности. Где-то и все пять пригодятся (в медицине, в химии, в поварском деле... ) В математике можно активно использовать три: зрение, слух, осязание.
Да, осязание используется меньше. Но я уже говорила, у меня в этом году незрячий студент -- и кое-что я ему в универе могла показать именно так.

В дистанционном образовании всяко остается только два канала: зрение и слух. При этом зрение -- очень урезанный канал. Отсекается переферийное зрение. Скажем, читает один школьник возле доски стихи. Ему ведь весь класс может знаками и кивками подсказывать. А при дистанционке -- это не так.
Защищает мой студент дипломную. И если все обычно, в аудитории -- он меня автоматически видит, киваю я или хмурюсь. А еще в аудитории сидит его девушка, которая ему показывает пригладить хохолок на голове или поправить галстук. А еще в аудитории сидят члены комиссии -- и он так же по их реакции тоже может много что сделать. И он всех видит одновременно. И слышать, кстати, трех человек одновременно вживую мы умеем (как минимум потому, что источники звука немного с разных сторон), а в компьютере -- нет.

Кроме того, в зрительном канале восприятия информации обрезается объемность. Скажем, когда я прохожу со школьниками или со студентами платоновы тела -- я обязательно приношу с собой на это занятие платоновы тела. Представить себе в уме икосаэдр очень сложно. Нарисовать его на доске простому смертному -- тоже. Можно показать красивый чертеж, нарисованный кем-то другим, конечно. Но посмотреть на него под разными углами, покрутить в руках туда-сюда -- и это дает совсем другой уровень ощущения, понимания, что же такое икосаэдр. (Тут и объемность картинки, и осязание влияют).

Аналогично. Есть в математики такие поверхности -- однополостный гиперболоид и седло -- которые при всей своей явной и видной невооруженным глазом кривизне состоят из прямых. Когда я приношу на лекцию гиперболический параболоид, я прошу студентов взять линейку или еще что-то (например, кредитку) и приложить к параболоиду -- убедиться, что на нем реально есть прямые. Я не могу этот опыт провести по интернету. Он получается не личный, а какой-то совсем не такой эффектный.

Минус: проблемы с техникой


Ну, это довольно очевидно. То компьютер глючит, то тормозит, то интернет вылетает, то веб-камера не выдает нужное разрешение. И вот это вот все.

А сколько времени тратится на занятии на это вот "первый-первый-я-второй-как слышно-прием?"

А еще многие просто не умеют пользоваться техникой. Скажем, правило хорошего тона на общих удаленных встречах: все, кто не вещает -- ставят "mute". Наши преподаватели, не умеющие работать на удаленке массово не мутятся. Массово создают эхо. Невозможно с ними. А был вообще вопиющий случай. Один преподаватель подключился с большими проблемами и от него в эфир шел хрип. Просто непрекращающийся хрип. Он не ставил муть. Но и ведь создатель беседы (который может отключить звук любого участника) -- он тоже не знаком с правилами хорошего тона. Он считал, что будет вежливым не отключать этот хрип в эфире, а дать преподавателю возможность подключиться правильно. Так мы полчаса слушали хрип.

Хотя, наверное, тут надо было написать отдельный минус, что из-за непривычности не все знают правила хорошего тона при удаленных беседах.

Плюс: место не важно!


Муж сказал, что не писать этот минус со стороны препода, потому что я им не пользовалась и этим плюсом никто не мог пользоваться этой весной. Но плюс-то есть!
Я могу поехать на Октобер-фест. И днем вести пары дистанционно, а вечером -- феститься. И это ничуть не скажется на качестве дистанционных лекций.
Я могу читать лекции зимой из теплого места, где рядом море. (С пляжа не могу -- там интернета мало и солнце отсвечивает, качество будет плохое, но с террассы с видом на море -- могу!)
Этим плюсом я не пользовалась, но другие люди на удаленке-то пользуются и он есть.

А вот студенты этим плюсом пользовались во всю. Почти все студенты разъехались по домам жить к родителям, а не остались в общаге. Некоторые мои студенты вообще за полярным кругом мои лекции слушали!

А если говорить про популярную лекцию, которую я читала 1 апреля, ее слушали люди с очень обширной географией: тут и по России от Калининграда до Владивостока (и я не преувеличиваю!) и по миру: и США, и Израиль, и Великобритания, и многие другие страны. И это ведь очень круто! Очень.


На самом деле, мы приходим к тому, с чего я начала. У дистанционного образования есть минусы, но есть и плюсы. При некоторых видах работы плюсы перевешивают минусы. Причем, серьезно перевешивают.
Я согласна с тем, что много чему дистанционно научить нельзя (или мы пока не умеем). Ставить руки на фортепьяно. Брать правильно в руку скальпель и делать надрез.

На самом деле, даже математике я бы крайне не рекомендовала дистанционку как основной вид образования. Но многое сделать можно. А многое можно сделать даже лучше, чем при классическом очном образовании.

Ну, и картинка для привлечения внимания.
Tags: преподское
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 29 comments