По этому поводу у меня есть мысли, на первый взгляд противоречащие друг другу.
Мысль первая. Пофиг!
Вот, честное слово, всем нормальным людям, если у них все в порядке, должно быть пофиг какую из программ использовать.
Скайп. Дискорд. Зум. Гугл-мит. Ютуб (или другая прямая трансляция). У каждой из программ есть свои плюсы и минусы. Но все они умеют примерно одно и то же, или можно их заставить делать одно и то же (из выше-приведенного списка Ютуб другой, остальные более-менее одинаковые).
Мысль вторая. Преподавателю в этой ситуации намного сложнее.
Да, основная сложность использования платформы ложится на преподавателя. Как в Ютуб показать слайды? Как в Зум показать вид с двух камер одновременно или хотя бы по очереди? Как в дискорд вообще устроить конференцию? Как лекцию, которая утром прошла в скайпе можно посмотреть потом вечером? С этим всем разбирается преподаватель.
Студентам надо не организовывать, а (обычно) просто наблюдать и слушать (иногда говорить или писать -- но немножко), а все указанные программы достаточно юзер-френдли, чтобы это сделать. Все.
И из этих двух мыслей выводов сразу два.
Вывод первый. Очень желательно, чтобы при выборе площадки преподаватель ориентировался на студентов.
Препод столкнется в процессе подготовки лекции/практики с трудностями на любой платформе. С большими трудностями. Задолбается, короче. Так и так. А если трудности сопоставимы, а платформы все примерно одинаковы -- то преподавателю вообще-то должно быть изначально пофиг, что использовать. Лишь бы большинство студентов ходили на лекции. Чем больше студентов ходит на лекции -- тем в итоге процесс правильнее оказался организован и больше пользы принес.
Вывод второй. Выбирает платформу все же преподаватель.
Именно потому, что у него основные трудности. (ну, и потому, что студентов много и 100% никогда не придут к согласию, как показывает моя практика).
Даже если преподаватель с каждой лекцией будет долбаться на 10% больше, чем мог бы -- это перекроет все возможные микро-плюсы и микро-минусы для всей сотни учеников, которые есть у него в классе. Просто потому что работы для преподавателя несравнимо больше.
Ну, и мысль третья. Отдельная. Очень плохая идея менять коней на переправе. Это нужно делать только в случае крайней необходимости. Даже несмотря на то, что студентам типа малый напряг. Но все равно он есть.
Конечно же, для того, чтобы так не делать -- не надо эксперименты ставить на студентах. Надо заранее посмотреть, можешь ли ты работать в этой программе. Что получается, что нет, можно ли это как-то сделать по-другому и так далее.
Приведу простой пример. Предзащита на нашей кафедре была в зум.
(Предзащита -- это репетиция защиты диплома, когда слушают тебя не все, а только преподаватели твоей кафедры, дают ценные советы).
У предзащищавшихся студентов не было пар в зум, им пришлось установить зум для предзащиты, разобраться с ним.
А вот защита -- была в гугл-мит. И студентам пришлось разобраться с гугл-мит специально для защиты. До этого у них не было гугл-мит, не было в нем ни одной встречи, никто не вел никаких пар.
Нет, ну, тоже опыт, конечно. Но какого лешего? Репетицию спектакля провести на арене цирка, а сам спектакль -- на сцене Большого. Есть разница?
/* А самое, что мне не понравилось, уже после того, как прошли предзащиты онлайн, многие преподаватели говорили: "Давайте нормально как всегда проведем защиты в универе! Карантин же, вроде, кончился!"
Ну, для нас, кто слушает защиты уже 20 лет это, может, и нормально. Но для студентов? У которых первая защита в жизни? Им "нормально" как раз так, как репетировали на предзащите! И именно у них нервы, именно у них проблемы.
Не понравилось мне очень. Не меняют коней на переправе! */

Я думала сделать пост про дистанционное образование. Но он получился длинный. Очень длинный. Муж сказал, что это надо книжку писать, а не пост.
Нужна ли кому-то серия постов про дистанционное образование?
Плюсы/минусы. Я даже не уверена, что это один пост. Возможно этот пункт -- сам по себе серия постов.
Форматы, в которых я лично работала. Их плюсы/минусы и сравнения одного с другим.
Программы для чтения лекций -- для чего удобна каждая из тех, с какими я работала, и какие у них недостатки.
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Образование.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Да! Надо, очень надо! Я ужасно заинтересованное лицо - мы обучающие материалы для дистанционки делаем. Не платформы, а электронные учебники, наглядку, тренажеры. Для школьников, правда. Но опыт и мысли живых адекватных преподов очень важен. А то единственное, что можем добиться: «всё плохо и дистант не хотим никак». Но это как с противопожарными правилами - пожар не нужен никому, но это не повод не производить огнетушители.
Таких было мало, но они были.
Я думаю, что после того, как многие волей-неволей научились работать дистанционно -- открылись новые возможности. Лично я увидела, что некоторые формы занятий могу проводить дистанционно без потери качества (как мне кажется).
Я вообще не помню никакой предзащиты диплома. Может, в мои времена такого и не было? Я бы точно не забыла, это был сложный период.
Про предзащиты
Правда, раньше это мероприятие имело больше смысла. Когда я предзащищалось, принято было так. На предзащите ты рассказываешь не только теорему, которую доказал, но сильнее углубляешься в то, как доказал. (Аналогично, если написал программу. Не только что она делает, но с какими трудностями столкнулся при написании и какими методами решил вопрос). Потому что вокруг -- сотрудники моей кафедры, преподаватели-специалисты в этом вопросе. Им даже и интересно, как именно сделано то или иное.
А на самой защите уже доказательство не рассказываешь, а докладываешь только результат, а кафедра уже дала заключение, что результат получен нормальным путем.
На предзащите нам давали полчаса на доклад или даже больше. На самой защите 15 минут.
А сейчас почему-то так не принято. То ли потому что у меня другая кафедра, то ли время прошло. То ли потому что бакалаврские дипломы все же несколько слабее старых специалистских. Не знаю, не уверена. Там и там дают по 7 минут и предзащита это именно репетиция к защите.
Опять же, может, во всех вузах по-разному.
Сильно есть специфика предмета.
Сильно есть специфика возраста учеников.
Есть и сказывается специфика уровня студентов.
А про специфику региона -- почти уверена, что ее нет.
Просто это реально так. Программа -- это инструмент, а не самоцель.
Я все видео в зуме снимала, там удобно экран показывать и писать. Во время видеовстреч в гуглмите запускала параллельно зум опять же из-за возможности чиркать по экрану. Да, графический планшет рулит;)
Про чтение лекций было бы очень интересно. Сентябрем пугают, а у меня там лекции. Хнык-хнык. К семинарам я приспособилась.
Есть преподаватели, которые одновременно сотрудники Института математики -- у них от ИМ есть гугл-мит. Они обычно пользуются именно им.
Про чтение лекций расскажу, что в графическом планшете хорошо, а чего мне сильно не хватает. С граф.планшетом читала лекции.
Видимо, как раз следующий пост про это будет. Про то, как я что делала. Не то, чтобы это единственные способы или панацея, но, может, натолкнут на мысль о чем-то своем.
В гугл-мит не работает на старых копьютерах, например, у меня не заработал. Мне пришлось специально отдалживать ноутбук, хорошо, что было у кого отдолжить. Поэтому для меня программы, выдвигающие технические требования, уже в большом проигрыше по сравнению с другими.
Edited at 2020-06-24 13:38 (UTC)
Я не знаю, от чего все эти проблемы. Но они у многих возникают.
В связи с удаленным образованием внезапно мое личное оборудование оказалось сильно рабочим. Меня это сильно напрягает. Прямо сильно. Скажем, я никогда не носила в универ ноутбук для показа презентаций, а пользовалась казенным именно потому, что принципиально считаю, что универ обязан обеспечить техническую составляющую образовательного процесса -- а с дистанционным образованием совсем этот мой принцип нарушился. И я недовольна.
Что касается казенного оборудования, то я пострадала из-за своих предпочтений. Желающим выдали ноутбуки, а я убежденная сторонница стационарных компьютеров, (больших мониторов, стандартных клавиатур), и вот на карантине у кого были ноуты - забрали их с собой, а мой любимый декстоп остался запертым в офисе...