Кукина Екатерина (kukina_kat) wrote,
Кукина Екатерина
kukina_kat

Category:

Детективы лавировали лавировали да не вылавировали

С обложки нам говорят "детектив" -- но нет, дорогие мои любители детективов, на самом деле, вкусно написанный детектив встречается гораздо реже, чем правильно прожаренный стейк. Как ни странно, создается впечатление, что просто хорошую книжку или даже очень хорошую книжку, и даже, кажется, шедевр современной литературы написать проще, чем хороший детектив. Хотя детектив считается низким и бульварным жанром.

Тем не менее, современные авторы, пишут "детективы" или отчаянно вводят детективную линию в сюжет. Детективная линия -- это очень круто. Это сразу эмоции (потому что преступление), это сразу психологизм (потому что у всех есть комплексы детства), это сразу же конфликт (а правильный сюжет всегда строится на конфликте). Ну, и как приятный бонус -- детективная линия в сюжете поднимает продажи.

Я очень давно не читала книгу с сильной детективной линией. Правильной, красивой, и чтобы ах.
Но, к нашему с вами счастью, просто хорошую или даже отличную книжку написать проще, чем хороший детектив. И мой сегодняшний пост будет про книги с детективно-криминальной линией, которые я прочитала в этом году. И которые хорошие или даже очень хорошие, но детективная линия там слабенькая.
А книги все равно рекомендую -- они интересные, увлекательные, они про подумать и посопереживать. Они о жизни, вселенной и вообще.

И начну я достаточно банально

Ю Несбё. Снеговик




Перед выходом фильма "Снеговик" все вокруг стали читать Несбё -- ну, и чем я хуже, тоже взяла в руки книжку. Но по-дурости и по древней привычке -- не "Снеговика", а первую из цикла о Харри Холе -- "Нетопырь". И решила, что Несбё читать больше не буду. Совсем-совсем.
Но многие очень хвалили "Снеговика" -- и я все же решилась его прочитать.

Я просто уверена, что автор и сам, когда писал, понимал, что он пишет не детектив -- он пишет триллер (не путать с хоррором). Вышел крепкий, интересный, довольно захватывающий триллер. Который зачем-то называют "детектив №1".
Кстати, все книги из сегодняшнего списка так или иначе называли детективами №1 ))))

Снеговик -- неплох (а по сравнению с Нетопырем -- так вообще отличен). Только тут нет детективной линии. Криминальная есть, убийства есть, детектив (сыщик, следователь) налицо. И даже загадочное преступление налицо. (И любовная линия, и психологические переживания -- вот прямо полный букет всего вкусного и захватывающего!) А детектива нет.

Ну, как заказываешь ты стейк, а тебе приносят котлету по-киевски. Котлета по-киевски сама по себе даже офигеннее стейка. Но не стейк.

И тем не менее -- книга отличная. Я даже подумываю, что надо что-то еще почитать у Несбё )))

Кстати, фильм я посмотрела после книги. И то ли фильм правда настолько плох, что прямо фу, то ли просто порядок книга-фильм для данной пары неправильный. Но из книги, где не было детективной линии (а значит, весь интерес этой книги в логичности переживаний персонажей) выкинули нафиг всю логику. И, кстати, книга намного зрелищнее, чем фильм. Вот другого слова и не подберу. Именно зрелищнее. Там такие сцены рисуешь в голове... А фильм вообще очень мягкий и даже триллерной составляющей там нет. Короче, фильм смотреть не надо! Он на несколько порядков хуже книги. И он даже хуже "нетопыря"))))

Элизабет Джордж. Великое избавление.



Ой, у Элизабет Джордж из серии про инспектора Линли я прочитала аж две книжки уже. И планирую вернуться.

Это что-то такое английское, очень неспешное, очень размеренное. И явно автор хотела написать детектив. И даже это ни к какому другому жанру и не отнесешь.
Но вообще, написано бегло. И инспектор Линли мне понравился. И нет такой бешеной популярности, как у Снеговика, а потому каких-то там ожиданий. И очень размеренно и по-английски (ну, мне так кажется, что написано очень в духе английского детектива). Короче, вкусно, медленно, и ни в коем случае не с кофе, а с чашечкой чая.

Кейт Аткинсон. Преступления прошлого



И опять английская книжка. Но по духу, эта мне показалась гораздо менее английской, чем Джордж. И опять это первая из серии "детективов" про кого-то там.

Слушайте, ну, если "Избавление" еще в принципе можно назвать детективом, то это -- вообще никак, 100% не детектив. Да, тут речь идет о преступлениях (первая примета детектива). Частный сыщик расследует (вторая примета детектива) эти преступления. Преступлений сразу три. Или четыре. Ну, в общем, полный набор. Тут тебе и загадочное исчезновение, и убийство в котором на первый взгляд нет двойного дна, и убийство в котором просто ничего непонятно. (Вообще, люди очень кровожадные стали, кражи и грабежи -- удел "романтичных" воров, поэтому их не расследуют в детективах, только убийства! только кровища! И еще можно маленьких детей убивать, даже без кровищи -- иначе неинтересно)
А кроме того в какой-то момент нашего героя пытаются убить (еще одна примета детектива, сигнализирующая, что следователь уже близок к разгадке).

Мне, кстати, в первый момент эта книга не понравилась. Там есть очень-очень-очень противный второстепенный герой -- профессор математики. Фу.

Но вообще, книга интересная. Не о преступлениях совсем, а просто о жизни, о мотивах людей, о их трагедиях. О том, как жизнь сломать, и как ее склеить... Короче, хорошая, симпатичная книга. Но не детектив.

Я рекомендовала книгу мужу -- но муж сказал, что читать такое не может, сильно рваный сюжет. Там начало действительно как несвязанные между собой сюжеты начинаются -- и не понятно, что к чему. Но потом лучше. А в конце вообще хорошо (если бы еще математика этого противного не было, то вообще в итоге минусов бы я у книги не нашла. Но он, к счастью, быстро умер ))

А как же

Гиллиан Флинн. Исчезнувшая




У Флинн всего три книги. И "Исчезнувшая" из них самая знаменитая, и она уже признана шедевром детективного жанра. И, конечно же, я обязана признаться, что из сегодняшних шести книг именно в "Исчезнувшей" самая сильная детективная линия (и просто тут есть довольно сильная детективная линия -- читателю предоставлены улики, по которым он может догадаться, что произошло и разгадать загадку, хотя это будет не так просто!).

Вообще, загадка в этой книге неплоха. И читается очень бодро. И эмоциональные качели, и переживания, и так далее, и так далее, и так далее.
Единственное, в книге 512 страниц, на мой взгляд не то, чтобы последние 150 можно выкинуть, нет. Но последние 150 можно сократить в 50 -- это точно.

У хорошего детектива разгадка в последних 10% книги. У нас разгадка примерно процентах на 60. А потом 40% книги уже без всякой загадки всякое остальное.

А фильм я не смогла смотреть. Он сильно скучный. Поэтому по фильму я не знала разгадку -- хотя она сама напрашивается из названия. Ну, мне кажется, что название этой книги -- это прямо спойлерище! И вот из этих двух факторов выходит, что как бы по задумке автора разгадка не главное, а главное -- это как раз вторая половина книги. Но вторая половина тут она вообще не о загадках. И как бы, становится понятно, что автор не хотел писать детектив, хотел писать книгу о жизни, а детектив крутой ему тоже в голову пришел, и почему бы нет?
Но вообще, книга в целом хорошая. И мысли свежие есть, и я ее тоже к прочтению рекомендую.

У Флинн я не читала еще третью книгу. И

Алекс Михаэлидес. Безмолвный пациент




К этой книге у меня претензия состоит в том, что автор использует один не совсем честный прием для создания загадки и запутывания читателя. А раз прием нечестный, а читателя не было ни единого шанса разгадать этот детектив. И поэтому, хотя книга читается как детектив или как триллер, но разгадка вообще в бок.

Но не считая этого нечестного приема (я даже не могу сказать, что это -- мне кажется, после этого пропадет напряжение от сюжета) -- написано очень здорово.

С предыдущей ее роднит то, что мы читаем дневник. Кому нравятся романы в жанре дневниковых записей (хотя и тот, и другой дневниковые частично) -- это дополнительный плюс.

Андреас Грубер. Смерть с уведомлением



Начала книгой про маньяка. И заканчиваю книгой про маньяка.

Смерть с уведомлением -- намного страшнее Снеговика. Намного. И основная идея страшная. Родным жертвы приходит записка: "Если в течение 48 часов вы не выясните, почему я похител эту женщину, она умрет." И, конечно же, родные не идут в полицию, а пытаются что-то сделать. И конечно же, жертва умирает. Причем, маньяк прямо очень мерзкий и страшный.

И, как я обещала в преамбуле, это конечно же, опять не детектив, а триллер. Но очень хороший и качественный триллер. И очень страшный. Из сегодняшних книг -- эта самая страшная.
И наверное, чуть попозже, я бы прочитала что-то у Грубера еще.

Но именно чуть позже. Поэтому что такие мрачные книги надо обязательно разбавлять чем-то ненапряжным, легким и приятным типа Измайловой или Жильцовой. Хотя и эти дамы в чистейшем незамутненном жанре любовного фэнтези совершенно не брезгуют вводить типа-детективную линию в каждый из своих романов. Ну, а почему бы и нет? Детективная линия, даже слабенькая -- это как щепоточка кайенского перца. Она еще не сделает блюдо острым и жгучим, но пикантности придаст даже самому пресному вареному рису. А уж стейк чуть-чуть присыпать перчиком -- и вовсе не помешает. Так ведь?
Tags: читательское
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Книжные итоги 2019

    В конце 2018 года многие мои друзья подводили книжные итоги. У кого-то был книжный вызов, у кого-то просто книжный блог, у кого-то был план прочитать…

  • Стивен Кинг: нужно ли смотреть старые экранизации?

    Подходит ко мне давеча студент, и говорит, что хочет записать подкаст на тему "Стивен Кинг: нужно ли смотреть старые экранизации?" Видимо,…

  • Летние книги 2016

    Что может быть лучше, чем лежать на диване и читать книжку? ) Вот и я -- как началось лето -- довольно много своего досуга провожу именно за…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 17 comments