Кукина Екатерина (kukina_kat) wrote,
Кукина Екатерина
kukina_kat

Categories:

Удаленное образование

Разные мысли, которые приходят в голову про удаленное образование. Такой лытдыбр про работу.


Удаленное образование -- это то, которое удалили.

Звонит один уважаемый мною профессор. Говорит: ты, говорят, лекции умеешь в интернете читать.
Я говорю: ну, умею не умею, но читаю.
Он: и что за волшебный способ?
Я: ну, берете программу какую-нибудь. Зум, например, или ютуб...
Он: А! я думал, ты что-то принципиально новое мне расскажешь. Нет, так-то ерунда получается.

Согласилась с ним, что получается ерунда.

Волшебного способа я действительно не знаю. То, что знаю -- попыталась показать. И да, не все выходит идеально.

В интернете гуляет байка, что какая-то мама спрашивает: "А что, нельзя было детей в школу отвести, закрыть школу на карантин и их не выпускать? Я бы им поесть приносила всем четверым. А то сил моих больше нет."

Я понимаю, что когда человек рожал детей, он не подписывался на то, что будет с ними в одном доме еще и жить. Или подписывался?

Домашнее образование -- это очень крутая, но очень дорогая вещь. Не зря до системы массового образования в России, получить приличное образование могли даже не все дворяне.

И, как всегда, мой тезис о том, что родитель не должен заниматься с ребенком его образованием -- остается в силе. Но в условиях карантина даже последние винтики у родителей срывает.

Говорит мне одна знакомая: "Я вчера пять часов, Кать, рассказывала дочке, по химии новую тему! А она все равно ничего не поняла. Ну, не могу я химию рассказывать, я же ее не знаю". Ну, не знаешь, а чего лезешь? Дочка что, сильно дурная, сама тот же параграф прочитать не может, что ты прочитала, а потом ей пять часов (это как вообще?) пересказывала?

Все возмущаются на учителей. Что вот есть такие, кто выдали домашку через дневник.ру "решать с номера 12 по 14" или там "конспектировать учебник со страницы 23 по страницу 142" -- и все. Как бы больше ничего не делают. А вот некоторые проводят всякие онлайн-уроки, велят ученикам подключаться в зум и т.д. Вот это молодцы, вот это хорошо придумали.

Но все не так прозаично. Есть у меня ученик. Дома мама, папа, три ребенка. Мама-папа -- офисные сотрудники. Им компьютер для работы нужен, и они прекрасно могут работать на удаленке. Но дома им компьютер был никогда особо не нужен. И семья не очень богатая. Поэтому компьютер в доме один. Мама-папа его едва-едва по часам между собой делят. Они считают придурками учителей, которые заставляют детей подключаться к уроку в реальном времени.

Не, ну реально. У них три ребенка. И большое благо, что всем просто раздали задания, а не говорят 6 часов в день им каждому компьютерного времени выделить.

И это далеко не одна такая семья, конечно. Хорошо, что у меня специфика студентов (они -- будущие программисты; или их аналогично учат) и у большинства есть свой собственный какой-никакой компьютер.

Моим детям удаленное образование нравится. Например, тем, что можно не полвосьмого вставать, а в 10. До 12 они успевают сделать все задания по школе. В 12 -- смотрят еще дополнительно Яндекс.Уроки. (Яндекс.Уроки очень хорошие -- рекомендую)

На Яндекс.Уроках детям разрешено смотреть то, что они хотят. Антон высматривает планомерно всю историю. Пока посмотрел то, что есть за его класс, потом посмотрел то, что классами ниже. Завтра у него план -- пойти на классы выше. Денис высматривает все по хииии и физике (там классов ниже мало -- поэтому он взял себе два предмета).
Жалко, конечно, что материала мало. Не полный курс (пока), а только вот эта вот неделя.
Это не мне жалко -- это им жалко!

Когда при этом онлайн идет Английский -- они подключаются. Выполняют задания. На математику тоже подключаются. Если онлайн русский, например -- то идут смотреть свои темы.

Вообще, есть такие студенты, которым удаленное образование дает даже дополнительные шансы. У меня очень хорошо, активно на занятиях сейчас работает незрячий студент. Он вообще нормально на занятиях работает и в обычном режиме. Но в условиях удаленной работы, он даже эффективнее многих зрячих. Он так и так учится огромной ценой и огромными усилиями.

Есть студент, который очень сильно заикается. Очень. Мучительно слушать, как он произносит даже самую короткую фразу. Удаленно ему проще. Печатает он быстро ) Тоже раскрывается. Много что успевает вперед других студентов.

Другие -- вздрогнули. Для схожего результата требуется намного больше усилий. На самом деле, скорее всего, для схожего результата требуется не так больше усилий, как требуются просто другие усилия. Только пока никто до конца не понял какие. Поэтому много неотлаженной работы.

Вообще, у удаленного образования есть плюсы, есть минусы. Основное, что сейчас происходит -- это то, что люди планировали, рассчитывали на очное образование, а надо срочно, без подготовки, без вздоха-выдоха перейти на удаленное.

Методики должны быть другие. Задачи нужно планировать по-другому. Расписание составлять по-другому (не обязательно расписание "звонков", но и расписание студента ежедневное). И так далее.

Есть группа студентов, которые успешно обучаются очно. Есть группа студентов, которые успешно обучаются заочно. Это не одинаковые группы. Я не знаю, какая больше. Нельзя сказать что-то типа "хороший студент и при такой системе выучится, а плохой и так бы не выучился" -- нет.

На очном семинаре надо сосредоточиться и полтора часа не отвлекаться от темы. На удаленном можно то же сделать тремя подходами по полчаса. Это я к тому, что кто-то не слишком "хороший студент" при классической форме образования может стать лучше лучшего при удаленном.


Но с другой стороны, пока что наша психология, а потому и успешность, сильно завязана на физический контакт. Мои студенты меня обнимают иногда. Сейчас -- нет. А мне кажется, им это важно. А мне -- тем более. Некоторые просто предмет хотят понять потому, что со мной какие-то личные симпатии (или даже наоборот -- антипатии) возникли.

Некоторые супер-методики работают в стандартных условиях. Когда ученики заперты на уроке и им некуда бежать. Если я подколю студента онлайн, он просто отключится от эфира и уйдет. Если в аудитории -- он разозлится/оскорбится/устыдится -- и будет дальше работать хотя бы на злости. Моя сестра как-то раз на злости и обиде решила олимпиаду намного лучше, чем призер Всеросса. До сих пор вспоминает свой момент триумфа как один из самых классных.

Я не помню, писала ли я уже такую историю. Могла писать, потому что история про меня показательная.
Был у меня один студент. Он считал себя очень умным (вообще, не без оснований), а меня такой тупенькой. Потому что не синий чулок, как положено женщине-математику, а почти девочка-девочка, потому что как-то раз увидел меня на скутере, потому что на лекциях я очень часто фразы упрощаю предельно. И там, где другой скажет, "обратимся к соотношению звездочка" я говорю: "ой, а ведь мы получили эту хрень с первой доски и рисую длинную стрлку с четвертой доски до первой". Потому что у меня система координат на парах всегда с началом не в точке О, а в мусорке в углу аудитории.

Короче, начиная со второго курса он стал ходить ко мне на все спецкурсы, и вообще потом приходил и говорил: "Я наконец-то понял, почему надо было так объяснять, как вы".

Или вот так еще. Есть у меня один студент. Назовем его, скажем, Данил Рыбак (но это имя, конечно, не настоящее, а вымышленное -- вообще все совпадения считать досадной ошибкой). Рыжий такой, прикольный парень, умненький, в меру халявщик. Ну, и главное -- прикольный. Мне он нравится. Но учеба как бы не на первом месте, поэтому не сказать, что учится среди лучших. Когда он приходит на пары -- а он, собственно, хорошо ходит на пары (мама из дома выгнала в универ, а тут делать нечего, на паре веселее, чем в коридоре сидеть) (у меня на паре правда иногда веселее, чем в коридоре сидеть). Короче, когда Даня приходит на пары -- он волей неволей довольно много усваивает. Задачи решает. Поскольку умненький -- идеи подает. Короче, включается в работу. За три недели удаленной работы -- ни разу не было на паре. Конечно же, я не могу дать ему никаких знаний, если он их не берет.

И он не один такой, это Данил. Их много таких. Да, конечно, "хороший студент" -- это тот, кто сам за преподом бегает и говорит: "а дайте мне еще задачку, я уже прошлую решил". Это тот, кто самостоятельно интересуется вопросом: "вот есть числа рациональные, действительные, комплексные -- а дальше какие?"
Но есть такие, которые нормально бы выучились. Нормально. Но не с удаленным форматом.

Наверное, коллегам из столиц этих проблем не понять. Конечно, при проходном балле 302 из 300 -- там сплошные трудоголики собираются. Но у меня немало таких студентов. И у меня реально за них преподская часть души болит.

Математиков в советское время не учили заочно (не путать учителей математики и математиков -- это две кардинально разные профессии; почему-то трудовичку никогда не путают с шеф-поваром ресторана, а разницы между профессиями учитель математики и математик -- люди не видят).
Но удаленное образование все же не заочное. Удаленно, наверное, можно было бы математиков учить.

Но и все равно, мне нравится пример с личными встречами. Одно дело -- позвонить подружке по скайпу. Другое дело -- посидеть с подружкой за бутылочкой красного полусладкого в кафешке или на кухне. Разница!

Когда вижу сестру -- особенно это чувствую. Когда расстаемся в реальной жизни -- я всегда реву. Когда отключаемся в ватсапе -- ну, отключились, и чего?

Очное образование и удаленное -- чистая аналогия со встречами.

Или вот концерты. Я не уверена, как у вас. Но у меня такое было.
Вот я смотрю по телевизору "Уральских пельменей" (еще школьницей была) -- и так, ну смешно, но не очень.
А вот попала к ним на выступление. И они показывают тот же номер, я его знаю! Я знаю уже все шутки, но они не очень. Были по телевизору Но выходит на сцену Соколов -- и ты сгибаешься пополам, вообще непонятно почему. У него очень мощная харизма. От их же выступления по телевизору такого эффекта никогда не было. Даже потом, когда я знала, какое чувство должно возникать, когда на сцене Соколов, а когда Брекоткин.

С концертами певцов, лекциями известных личностей -- такая же история. Николай Андреев по ютубу и Николай Андреев в жизни -- две разные разницы.

А еще как есть две группы студентов: одни успешнее при очной работе, другие при удаленной (и эти группы, напомню, могут пересекаться, но не совпадают совсем-совсем), так же есть и две группы преподавателей. Те, которые успешны при личной работе, и те, которые успешны при удаленной.

Мой папа, был великий Учитель, но он бы не смог работать удаленно. Он умер в 2004 году, когда компьютер был уже повседневностью, а не диковинкой, но к компьютеру вообще не подходил -- даже включать не умел.
Мама моя очень хороший преподаватель, но как бы она смогла наладить удаленный формат -- я не представляю.
И дело не только в возрасте. Папа умер -- ему было только 55. Разве это возраст? Но и в более молодом возрасте не смог бы, он очень сильно с техникой не дружил.

Наоборот примеры тоже есть. Я видела людей, у которых реально классные лекции на ютубе. При этом в жизни они лекцию читают так холодно, так отстраненно, так не реагируя на происходящее (на реплики из зала, например), так самому себе -- что невозможно их слушать.
В удаленном формате, возможно, можно было бы найти много плюсов. Но я уже привыкла к моим студентам в очном формате. Мне так не хватает на лекции горящих глаз Дашки Князевой, кто бы знал.
Tags: преподское
Subscribe

Posts from This Journal “преподское” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 46 comments