Есть сериалы. Классический сериал -- это, например, "Пуаро Агаты Кристи". Каждая серия -- завершенное произведение. Все серии связаны или главными героями ("Друзья", "Простоквашино", "Секретные материалы", "Утиные истории" и т.д.), или главными идеями ("Черное зеркало", "Любовь, смерть и роботы" и т.п.).
Есть многосерийные фильмы. Это когда в произведении так много всего, что в стандартный формат фильма не запихнешь. Или запихать-то можно, но не хотелось. Поэтому сразу написали сценарий, снимали единым съемочным процессом, но в итоге получилось несколько серий. Классика жанра -- "Ирония судьбы". Не помня наизусть, что это две серии, можно считать, что это длинный (а по нынешним временам, не такой уж и длинный) один фильм. Конечно, может быть и больше серий -- но единое замкнутое, законченное в целом (и не законченное в каждой из серий) повествование.
Есть еще мыльная опера. Это вообще-то отдельный жанр, созданный, как известно, для наилучшей продажи мыла. Серии друг без друга большого смысла не имеют -- требуется следить за повествованием. В отличие от многосерийного фильма, никто обычно вообще дальше не знает, что произойдет. Сценаристы пишут кусок сценария (не оконченный), потом, если пошло нормально, пипл хавает -- дописывают дальше. И так далее. По итогу может получиться и даже что-то замкнуто-цельное, казалось бы. Классический пример -- "Санта-Барбара". Неклассический пример, но более современный -- "Игра престолов". Да, повествование вроде как окончено. Но это могло длиться и длиться, и когда начинали вообще никто не знал, какой будет у всего этого безобразия конец. Конечно же, отличить мыльную оперу от многосерийного фильма в завершенном варианте бывает трудно.
Конечно же, сейчас, как и хоть где, происходит смешение форматов. Например, "Доктор Хаус", начинающийся как классический сериал -- по сюжету на серию, и превратившийся в мыльную оперу. Или, скажем, "Метод" (1 сезон), который является смесью сериала и многосерийного фильма. У нас есть сюжет на каждую серию, и вялотекущий сюжет на сезон. Как отличить, "многосерийный" это, но фильм, или все же сериал -- наверное, на свой вкус.
Скажем, "Метод", как мне кажется, скорее -- сериал, а вот "Вокруг света за 80 дней" скорее -- многосерийный фильм (да, с героем в каждой серии происходит отдельное приключение, но непрерывная сюжетная линия доминирует).
Именно поэтому разделить понятия, конечно же, достаточно сложно, а проще все, в чем есть несколько серий, называть "сериал" или хотя бы "мини-сериал" (если серий не очень много).
В список войдут 10 многосерийных фильмов, с самого детства и до наших дней, показавшихся мне самыми любимыми. А расположу я их, наверное, в хронологическом порядке. И начну с самого давнего
Многосерийными назовем те, которые от трех серий и больше (2 серии брать не будем).
Дети капитана Гранта

Знаете, как мама нас кормила в детстве?
-- Паганель спасается от медведя гризли, медведь его вот-вот догонит. И вдруг на пути Паганеля пещера. "Пещера, открывай двери!" -- кричит Паганель. Ура! Паганель спасен.
Паганелем в данной ситуации обычно была ложка каши, творога, супа еще какой-нибудь кусок еды. А пещера -- это рот. Надо открыть рот и спасти Паганеля. Не всегда Паганеля, конечно, но он чаще всех влипал в неприятности.
Ну, собственно от того, что мы очень любили этот фильм, такая присказка неплохо работала.
Приключения капитана Врунгеля

Мне очень хотелось сюда какой-то многосерийный мультфильм. "Остров сокровищ" не подходил, потому что там всего лишь 2 серии, хотя, конечно, это мультфильм на все времена. "Кот Леопольд" не подходил, потому что это сериал, а не единый фильм.
Вообще, среди анимации почти всегда -- сериалы, или уж единое произведение.
На ум из мультов приходили "Вилли Фогги" (их было, по-моему, несколько в моем детстве), "Дартаньгав". Но однозначно любимый из всех -- "Врунгель".
Хронологический порядок почему-то именно такой. В самом юном детстве мы с родителями смотрели "Детей капитана Гранта" и очень их любили. А уже позже, без родителей -- очень любили "Врунгеля".
Гостья из будущего

Ну, какой же советский ребенок не любил фильм про Алису Селезневу. Сейчас я к нему отношусь прохладнее, но я однозначно выросла на этом сериале. Он мне страшно нравился. С книг про Алису началась моя любовь к фантастике, а книг про Алису могло бы и не быть без любви к фильму.
Дартаньян и три мушкетера

Я честное слово могла их пересматривать сколько угодно раз. И Боярский. Моя подруга детства была в него вообще неиллюзорно влюблена, но и вообще все советские девчонки хоть по чуть-чуть, да попали под обаяние.
А вот с возрастом еще тут можно Смехова разглядеть. Или Старыгина.
А женщины там какие! Все девочки делились на три лагеря. Тех, кто хотел походить на Миледи (максимальное количество), тех, кто хотел быть как Анна Австрийская, и тех, кто в душе полагал себя Констанцией.
Очень крутой фильм. До сих пор это моя любимая экранизация "Мушкетеров", даже несмотря на то, что драки там поставлены уже очень картонно по современным меркам, костюмы тоже не выдерживают критики -- но лучший!
Гардемарины, вперед!

Вообще, без обсуждения -- лучший фильм. Как пела сборная КВН по Пятигорску "Он даже лучше Мушкетеров, хоть это тоже лучший фильм!"
На начало юности, уже не на детство, пришлись эти самые "Гардемарины". И, естественно, воспринимались они существенно не так нашим поколением.
К "Гардемаринам" даже такое теплое чувство, что прицепом хотелось протащить в топ "Сердца трех". Но на самом деле нет, они хуже. А "Гардемарины" -- лучший фильм. Музыка. Ах, какая же там музыка. И эти последние русские, Сережа. Невозможно взять и не полюбить последних русских.
Место встречи изменить нельзя

С "Местом встречи" сложнее в хронологическом порядке разобраться. Потому что знакома я с ним была до "Гардемаринов", однозначно, но полюбила и осознала позже. Наверное, уже ближе к студенчеству. Вообще, не любовь с первого взгляда, а такая, нежная привязанность, которая копится с годами к этому фильму.
Если наступит завтра

Как я составляю рейтинг? Я пишу разные названия, приходящие на ум, потом перекладываю их туда-сюда. Это точно нет. Это точно да. Ой, "точно да" уже больше десяти, значит, это выкидываем.
Я заметила, что фильмы из детства-юности в основном советские. Пыталась придумать, были ли не советские. Поняла, что в детстве я вообще не отличала наши от ненаших. Разве что когда точно знала. О! Вот Пьер Ришар -- это французский фильм. Актеров тоже можно было узнавать. Понятно, что все фильмы с Караченцевым -- наши.
Например, был прекрасный многосерийный фильм "Джен Эйр" -- он вообще наш или зарубежный? Я могу посмотреть на КП, но память по этому поводу молчит.
Ну, вобщем, не так и важно. Но многосерийный фильм "Если наступит завтра" однозначно одно время был просто самым моим любимым. Мне так нравилась главная героиня!
Наверное, в детстве были и другие любимые. Но я сейчас уже их совсем не помню, а этот -- однозначно, помню.
Как-то внезапно для меня, но потом очень долгое время и нет многосерийных фильмов. Либо сериалы/ мыльные оперы. Либо односерийные фильмы. Среди любимых, конечно. Т.е. из детства мы внезапно переносимся сразу в прошлый год.
На самом деле, это очень логично. Долгое время, сериалы были "второстепенным" жанром. И предпочитали снять кино -- пусть и длиной в 4 часа, чем трехсерийный сериал. И вот, сериалы отвоевывают позиции. Актеры даже и первой величины не гнушаются в них играть. Сериалы становятся не низкобюджетной комедией с закадровым смехом и картонными декорациями (хотя и в этом жанре сняли прекрасные сериалы!) -- сериалы становятся полноценными постановочными фильмами. С декорациями, спецэффектами. компьютерной графикой. С оператором, а не с камерой на штативе. И т.д. и т.п.
Ну, а второе объяснение -- просто мне больше всего в душу запало либо то, что вот-вот недавно было и я еще не отошла, либо что-то из детства очень-очень любимое и дорогое.
Благие знамения

Поскольку, совсем недавний фильм, то и писала я про него не так давно. Сильно повторяться не буду.
Убийства по алфавиту

Я знаю, что вообще народ его воспринял неоднозначно. Я долго думала, не заменить ли этот сериал на что-то по Стивену Кингу, например. Там тоже есть неплохие многосерийники. Скажем, "11/22/63". Вообще, многосерийных фильмов, и неплохих, в последнее время не так мало. Тут и "Жизнь матрешки" могла быть. И первый сезон "Настоящего детектива", скажем. И "Мастер побега".
Тут мог бы быть "Мир Дикого запада", если бы они не стали снимать продолжения бессмысленные и беспощадные, а остановились бы на первом сезоне. С "Очень странными делами" похожая история. В принципе, 1 сезон -- хорош. Это полноценное замкнутое произведение с немного открытым концом. Но теперь уже 3 сезона -- и это, очевидно, превращается потихоньку в какую-то мыльную оперу.
Призраки дома на холме

Правда, классный. Прямо очень хорош. И тоже недавно писала, так что повторяться не буду.
Я люблю составлять топы. Именно выбрать 10 лучших. (можно выбирать 5 или 3, можно и, наоборот, 20). Интересно переставлять названия туда-сюда. Вот "12 стульев" классный же? Классный. Люблю не могу. Берем. А, нет, лично мне "Место встречи" больше нравится. Так что берем "Место встречи", а "12 стульев" не берем!
Вообще в самом конце не всегда получается ожидаемый итог. )))
Так что с удовольствием написала этот список. Я могла бы его написать и так, но явным катализатором в данном случае стала Лиза
upd: Пока составляла топ, у меня в голове крутился фильм, который я очень любила в детстве. Но я никак не могла вспомнить его название. Что-то там про шапито было, про злого отчема, еще чего-то. Я по малолетству ни названия фильма тогда не запомнила, а фамилии актеров и подавно не знала. Вот, нашла -- фильм назывался "Цирк приехал". Очень он мне в детстве нравился. Но его показывали сильно реже, чем тех же "Гардемаринов" -- поэтому все и позабыла.
Под постом -- подборка старых кино-топов.
А кино-топы сериалов и мыльных опер -- наверное, еще впереди.