Любимые книги детства -- это ли не одно из самого теплого, что можно про детство вспоминать?
Пост получился очень длинным и немного сумбурным. Но вы меня простите.
Все книги в посте читаны примерно до 12 лет. Только в одном пункте увлеклась и залезла дальше -- это там написано.
По свидетельствам очевидцев читать я научилась в 4 года. Но одно дело -- научиться читать, а совсем другое дело -- прочитать самостоятельно книжку! И первая книжка, которую я самостоятельно прочитала от корки до корки -- это был
"Праздник непослушания" Сергея Михалкова
Этот "Праздник" был издан отдельной книжкой. Мне было примерно 6 лет -- но хорошо помню, что с папой ездила в командировку. У него была какая-то затяжная поездка по городочкам и селам Омской области, где он беседовал с учителями. Неделю или даже две мы с ним мотались. Вечерам он водил меня смотреть на звезды (за городом они совсем не такие ведь, как в городе) -- именно тогда я впервые отчетливо увидела Млечный путь. Астрономия -- это одно из самых любимых папиных хобби.
Так вот, когда папа бывал занят (читал лекции для этих самых учителей) -- я брала книжку и читала, лежа в нашей комнате (каждый день в новой) на кровати.
Поэтому -- да, любимая книжка детства.
В детстве я ценила книжки в первую очередь за картинки. Мне было менее важно, что написано, мне важнее было, чтобы были мои любимые картинки.
Тем удивительнее, что я не помню, какие именно иллюстрации были в "Празднике непослушания". Но мне очень-очень кажется, что именно Чижиковские (как на приведенной картинке).
Чижиков -- это просто сразу для меня был успех книжки. Все книжки с картинками Чижикова сразу признавались любимыми. Но откуда же это повелось?
Я думаю, что все дело в таких картонных книжках, эдаких суровых советских комиксах для суровых советских детей -- серии книг.
"Вера и Анфиса" Эдуарда Успенского
Сначала книжки эти мы не сами себе читали, а нам читала вслух мама. Но, наверное, если говорить о книжках из детства, то невозможно не сказать о книжках, которые читали вслух родители?
Потом, чуть позже, мы и сами уже читали эти книжки. А иногда как читали -- смотрели картинки и вспоминали наизусть.
Еще из любимого, и из того, что скорее мама читала нам, а не мы сами -- это
"Волшебник Изумрудного города" Александра Волкова.
Позже, безусловно, я прочитала и несколько первых книг "Волшебника из Страны ОЗ" Френка Баума -- но, что бы там ни говорили, это совсем не то! Наша Элли нам ближе, чем их Дороти.
Волшебника Изумрудного города (всю серию из шести книг, а потом еще несколько дополнительных, написанных другими авторами) нам читала мама. Мы еще были довольно малы.
И, конечно, Волшебник Изумрудного города обязательно ассоциируется с картинками Владимирского.
У нас в самом детстве только первые две книги были с картинками Владимирского -- дальше уже какие-то другие картинки. И, кажется, от этого те истории даже были менее интересны.
Но Волшебник Изумрудного города -- безусловно, одна из самых любимых книжек детства.
Знаете, вспоминаешь одну любимую книжку, за ней тянется другая, потом третья, потом еще одна, и еще и еще. Их какой-то вагон!!! Наверное, надо было сесть и заранее продумать план поста, а не писать как пишется.
Но книг даже тех, которые можно назвать любимыми -- очень много. Поэтому сейчас буду постепенно закругляться с книжками, которые читала мама и переходить к книжкам, которые читала сама.
Хотя у меня тут в мыслях и Носовские рассказы, и Носовский же Незнайка, и стишки Маршака, и сказки Сахарова, и Джанни Родари, и Дональд Биссет, и так далее, и так далее.
А уж если вспоминать любимые картинки из книжек -- так я вообще никогда список не допишу! Потому что даже если я и не помню иллюстраторов, то каждая (буквально тысячи, наверное) из картинок детских книжек вызывает в памяти что-то теплое и светлое.
Хотя нет, последнюю из читанных скорее мамой, чем самостоятельно, приведу в пример книжку
"Аля, Кляксич и буква А" Ирины Токмаковой
с иллюстрациями Льва Токмакова (хотя иллюстрации не в моем стиле, я бы предпочла более яркие и веселые)
Книга была любима потому что это была одна из совсем немногих в моем детстве интерактивных книг. Периодически предлагалось остановить чтение и выполнить какое-то задание. Именно эта книга рассчитана на подготовку ребенка к поступлению в школу -- изучить буквы, научиться считать до 10. Т.е. взрослому читать ее совсем-совсем неинтересно, конечно. Позже появились и более интересные "интерактивные" книги. Но те как-то уже не то, не могу назвать их любимыми, а эту могу.
Ну, все. Окончательно переходим к тому, что читала я, а не читали мне )
В детстве у меня была серия книг "Детский детектив" и там для ребенка очень много хороших, забавных и интересных книжек. Но большинство из них немного одинаковые. Не могу выделить что-то одно. Так что давайте в "любимые" книжки детства для того, чтобы проиллюстрировать, что я с детства любила детективы, возьму книжку
"Колобок идет по следу" Эдуарда Успенского
Да-да! Успенский бывает и такой, какого на ночь мама читает детям, и такой, как маленькие дети читают сами.
Вообще, у Успенского, конечно, вагон и маленько любимого. И уже названные Колобок и Вера с Анфисой. И Гена с Дядей Федором.
И даже "красная рука с черной простыней" -- это ведь тоже один из первых хорроров нашего детства. Может, я бы и не полюбила так Кинга, если бы не читала задолго до этого Успенского?
Уже ближе к подростковой, но все еще детская
"Динка" Валентины Осеевой
У меня было издание в такой обложке -- довольно толстенькая такая книжка!
Одна из самых первых длинных и довольно серьезных любимых книжек без картинок (или с картинками для взрослых -- что одно и то же). Потом еще была "Динка прощается с детством", но та уж точно не детская скорее, а подростковая.
В моей голове на ту же тему еще много книг вокруг клубится. Например, Динка для меня затмила всего Гайдара. Того же "Тимура и его команду" я любила, и еще что-то любила -- но Динка как-то вытеснила их.
Лет в 10 я открыла для себя фантастику, как и многие советские дети, начиная с серии
"Девочка, с которой ничего не случится" Кира Булычева
Я любила уже к тому времени фильм про Алису, но книжки как-то нет. А потом вчиталась -- и все, не смогла оторваться.
Кстати, Хоббита нам читала мама. У нас была та самая книжка, где на обложке хоббит срисован с Евгения Леонова, знакомая многим с советского детства. Так вобщем, хоббит не зашел. А Алиса хорошо зашла.
Не могу тут, в посте книжно-детских воспоминаний, не поделиться одной забавной (для меня) историей. У нас в доме оказалось две книжки
Доктор Айболит Корнея Чуковского
С рисунками Дувидова. Две -- потому что одна была на русском языке, а другая не на русском, а, кажется, на немецком. Но издания были практически идентичные.
И я сказала своей сестре, что я умею читать по-немецки. Вот, гляди. И проверяй! Сестра открыла книгу у себя (на русском, чтобы проверять), я у себя (на немецком, чтобы "Читать") и я ей бодро по немецкой книге читала сразу с переводом с листа Айболита. И, главное, все сходилось! Сестра была в восторге, как это я так научилась читать. И мы даже этот фокус показывали некоторым своим друзьям.
Поэтому эту книгу читали очень часто. Не скажу, что мне чем-то была интересна собственно история (литературную составляющую книги как назвать, чтобы все поняли?) -- но все это вместе (книжка с прекрасными иллюстрациями; фокус, который я показывала сестре; интрига от того, что книжка была на иностранном языке и так далее) -- все это вместе сделало вот ту вот книжку в целом одной из самых запомнившихся из детства.
Как-то так вышло, что я очень часто читала книжки, подсунутые мамой. Почему-то мама хорошо знала, какие книжки мне понравятся и зайдут, наши вкусы в книгах во многом совпадали.
Папа мне пытался подсунуть что-то из того, что сам любил в детстве -- Жюля Верна, Вальтера Скотта, Каверина -- и совсем никак, это все мне не заходило. (Папа, очевидно, в детстве увлекался приключениями).
А вот как-то раз папа подсунул мне
"Всадник без головы" Майна Рида
(на картинке -- обложка прямо той книжки, которую я тогда читала).
И все. Я перечитала половину Майна Рида. Из самых запомнившихся, конечно, "Белая перчатка" и "Квартеронка".
За Марка Твена я взялась намного раньше, чем "Тома Сойера" проходят в школе, но уже позже Майна Рида. И прочитала много Марка Твена. Потом зацепила и Жюля Верна, хотя мне он по-прежнему нравился далеко не весь. И вообще, я считала, что приключения -- мой любимый книжный жанр. Если не ошибаюсь, там и Саббатини с какими-то пиратскими приключениями завалялся. И, конечно, Дюма (и не только "Три мушкетера" -- но началось все с них, и я потребляла Дюма, пока не объелась).
Можно было бы отдельным пунктом написать про Уилки Коллинза -- так как это не совсем приключения. Но для меня это было что-то близкое, так что пусть тут же побудет упоминание о нем.
И вся эта катавасия началась с "Всадника без головы", как сейчас помню.
В жизни каждой девочки, наверное, бывает такой момент, когда она читает всякую порнографию типа Жюльетты Бенцони, сестер Бронте, Джейн Остин и Даниэлы Стил.
И как бы ни было странно мне теперешней, что я это читала с большим удовольствием, но без этого пункта я никак не смогу перейти к следующему. Короче, одна из самых нашумевших книг начала 90-х, которая в чем-то почти как "Санта Барбара" (которую тоже никто, конечно, не смотрел, но что там в итоге стало-то с Си Си Кэпвеллом?)
"Анжелика" Анн и Сержа Голонн
Помню, мы хвастались, кто больше Анжелики прочитал. Причем, в споре участвовали и мальчишки. Интересно, те мальчишки сейчас вообще готовы будут признаться, что читали "Анжелику"?
Примерно тогда же, когда и "Анжелику", в 91-92 весь образованный мир вокруг меня читал "Тарзана". Все читали Тарзана! Все. Так что мальчишки, почти не кривя душой, наверняка сейчас всем рассказывают не про "Анжелику", а про "Тарзана". Я "Тарзана" тоже читала, много книг.
Анжелика, безусловно, одно время была для меня очень любимой серией книг. Очень. Я помню, что читала и Бенцони, и прочих из той же оперы -- но что конкретно, уже не скажу. А "Анжелику" хорошо помню, даже о чем там сюжет частично помню.
А потом ничего не подозревающей мне, любящей Анжелику подсунули что-то типа Дубровского, наверное. И по сути, это почти как та же самая Анжелика. Только на несколько классов выше.
Хотя, наверное, это я уже в подростковый возраст ушла. Это класс 8-9. Надо обратно возвращаться, в период пораньше.
Но я там очень много перечитала и прозы Пушкина, и Достоевского, и Куприна, и Лескова, и Булгакова -- и да, это мне подсунули изначально как замену Анжелики.
Пусть картинкой повисит то, что приходит на ум --
"Тупейный художник" Лескова
К "Анжеликам" всяким я так больше и не возвращалась.
Да, действительно, я далековато ушла. Если "Анжелика" это лет 11-12, то Лесков это уже точно 15. Надо обратно возвращаться, когда я еще не читала русской классики.
Я как-то еще не знаю, включать ли мне в список следующий пункт или нет. Но если я его не включу -- то сестра Ольга скажет, что "А где же про Гастона и Розу? Помнишь, как ты меня в детстве бесила этими Гастоном и Розой?"
В детстве была одна из самых моих любимых книжек. С картинками!!!!
"Тайны катастрофы" Йена Стюарта
И это ничего, что ближе к середине книжки картинки становятся такими.
Я все равно эту книжку любила до безумия и залистывала до дыр. Я же не говорю, что я в ней все понимала. Но читать мне ее очень нравилось. Точнее листать. Ну, и читать все-таки.
Возраст у меня был понятно какой. Лет 7 мне было, и дальше -- только больше нравилась.
Ой, еще одна книжка из детства, скорее не для чтения, а для листания. К сожалению, в этом году летом, когда были в гостях мои племянники, я книжку (которая хранилась у меня, и была очень растрепанной уже) отдала сестре -- так что эта картинка из интернета. К сожалению, картинка из интернета и я не могу показать развороты. А то, что я отдала книжку племянникам -- это вовсе не к сожалению. Это к счастью.
Bummi
Эта книжка точно была на немецком -- поэтому мы ее не могли читать. Но она все равно была потрясающе крутая. Очень классная. Мы в нее часами играли.
А вот такую книжку любили, наверное, все советские школьники. В моем классе точно у всех была (наверное, нам ее на какой-то праздник подарили?)
Атлас "Мир и человек"
Вообще, что-то мой список чуть-чуть отдалился от художественной литературы, но нигде не было сказано, что список именно художественной. А любимые книжки -- они такие.
И я пишу, как пишется. Хотя, наверное (уже второй раз жалею) -- надо было сначала прикинуть, о чем написать, потом причесать список, а потом уже писать.
Этим атласом реально очень многие дети моего детства зачитывались. Он издан впервые в 88 году. В 2013 было переиздание (но все материалы те же). У меня сейчас дома переиздание.
Но современным детям не так интересно. Куда больше наглядных пособий и всякой прикольной информации сейчас, чем тогда.
Но книжка такая крутая, такая ностальгическая -- просто невозможно!
Еще из нехудожки я обязана упомянуть серию
"Возникновение человека" издательства "Мир"
В серии 5 книг с текстом, и они очень богаты иллюстрациями. Я эти книжки нежно любила в детстве и сейчас на "Истории математики" на первой лекции показываю студентам картинки оттуда. Хотя на данный момент сведения, которые там содержатся, уже сильно устарели, и почти через раз опровергнуты (поэтому читать эти книжки сейчас уже не надо -- а жаль! они и читаются очень хорошо!) Реально одни из любимейших книг детства!
Одна из книг, оказавших на меня очень сильное влияние --
"Хижина дяди Тома" Гарриет Бичер-Стоу
Оказавших влияние -- да, безусловно. Очень сильное влияние оказала эта книга. Но только не совсем такое, как обычно подразумевается. Я не задумалась о несчастных неграх Америки в частности или о дискриминации вообще; или о тяжелой жизни обездоленных и угнетаемых. Или еще о чем-то таком. Я после той книги навсегда задумалась над вопросом: "экранизация и книга: как правильно смотреть и читать?"
Понятно, смотрела я "Хижину дяди Тома" по телевизору. Сильно рыдала. А мама говорит: "Сшушай, а ведь книжка еще лучше, просто я не думала, что ты такое читать будешь -- но раз фильм тебе понравился, не хочешь почитать?"
Я думаю, что это была первая сознательная связка "фильм хорош, надо книгу прочитать" в моей жизни. Потом таких было много.
Я читала книжку, сильно рыдала. И долго думала, что лучше, экранизация или книга. В каком порядке правильно читать. Нужно ли читать, если посмотрел и знаешь, чем закончилось? А нужно ли смотреть, если прочитал, и понятно, что "кино всегда хуже"? Вот как тогда лет в 8-9 задумалась, так и не отпускает.
Одна из редких книг. Обычно детские книги -- чисто детские. И перечитывать их не возникнет никакого желания, если только не детям. Любимые книги детства перечитать своим детям, потом своим внукам -- это очень здорово, и очень круто (кстати, во взрослом возрасте в книгах зачастую открываются совершенно незаметные в детстве грани -- скажем, Карлсон тот еще мудак).
Но очень мало таких книг, которые полюбил в детстве, лет, скажем так до 10, а потом любишь всю жизнь, и в 40 перечитываешь, и в 60 ту же книжку, которую читал в детстве, для себя. Просто для себя, вечером за чаем.
Для меня такая книжка -- книжка со стихами
"Глупая лошадь" Вадима Левина
Она реально очень крутая, и на все возраста.
А закончу я список книжкой из детства, которая, наверное, одна из самых дорогих для меня сейчас. Это книжка была у папы, когда он был маленький. Я читала ее, когда была маленькая. Хотя, наверное, больше папа мне читал. Мои дети читали ее, когда были маленькие. Хотя, конечно, я больше читала детям, чем они сами.
"Золотое яблоко"
(Сказки народов СССР, перессказала Любарская).
На форзаце выведено детской рукой "Дорогому Юрочке от Тани Козерук". (Юрочка -- это мой папа).
На заднем форзаце корявыми печатными буквами написано "КАТЯ" (это я).
А еще я думала, что это раскраска, потому что иллюстрации в книге были вот такого стиля:
Из-за ограничений печати -- малоцветные. Ну, а теперь кое-какие прямо очень даже цветные!
И да, мне стыдно, что я так обращалась с книжкой. Помню, когда она ко мне попала, она была гораздо в более хорошем состоянии. Никаких лишних пометок, кроме "Тани Козерук" )
upd: Ой, конечно же, я забыла. Забыла написать, как зачитывалась некоторыми альбомами с репродукциями художников. И конечно же, список любимых книг никак нельзя без них оставить. А самые любимые именно в детстве -- и я даже не знаю, кого выбрать из них двоих -- Васнецов и Босх.
В посте многие картинки получены путем укладываания книги на сканер. А другие -- вытянуты из интернета. Либо потому, что книги у меня уже нет (например, "Вера и Анфиса" у меня есть только с неправильными рисунками), либо потому что так казалось художественно более выразительно (например, в моей "Хижине дяди Тома" нет иллюстраций).