Кукина Екатерина (kukina_kat) wrote,
Кукина Екатерина
kukina_kat

Categories:

Зачем мне конспекты?

Некоторые мои знакомые, услышав, что я собираю на проверку конспекты по курсу "История математики" спрашивают: "Зачем????" Причем, иногда это просто вопрос, а иногда крайне возмущенный вопль.
Разве качество конспекта равно качеству оставшегося знания?
Разве нельзя просто ходить на лекции и запоминать в голову?
Разве не бывает так, что у человека просто плохой почерк?
Ну, и так далее.
[Немного преподского занудства в ответ на вопрос <<Зачем>>]
Сейчас я попытаюсь объяснить, зачем я собираю конспекты.

Во-первых, сдавать конспекты на проверку совершенно не обязательно. За это можно получить какое-то количество баллов. Но можно не сдавать, а зачет все равно получить. Например, в этом году из примерно 65 претендентов на зачет, конспекты сдали 8 человек, один из которых уже был с зачетом.
И да, я считаю, что наличие хорошего конспекта помогает в будущем. Это как знания, записанные во внешнюю память, которые довольно легко искать. Мои конспекты по Алгебре помогли мне в первый год, когда я читала лекции по алгебре! Т.е. спустя 10 лет, после того, как я их вела. Мои конспекты по Методам оптимизации помогли мне, когда мне года через 3 после окончания вуза пришлось объяснять одному нерадивому студенту симплекс-метод. Я его не помнила совершенно! Вот ни сколечко. Хотя, конечно, когда сдавала -- помнила отлично. И да, по моим конспектам мне все повторить и освежить память было куда как проще, чем любым другим образом. И раз я считаю, что тщательный конспект может сослужить хорошую службу, почему бы не поощрить тех студентов, которые неплохо ведут конспект? Еще раз повторю: это не обязательно! Вполне можно получить зачет по-другому.

Ремарка: за одни только конспекты зачет тоже не получишь. Это небольшой кусочек зачета (5 баллов из необходимых 23).

Во-вторых, поскольку курс "История", то у этого действа есть историческая причина. В первые год-второй (когда я вообще не понимала, как читать историю) мне было крайне интересно, что студенты вынесли с лекций и вынесли ли вообще хоть что-то полезное. Именно это я искала в лекциях: что было непонятно? На что важное я не сделала акцент? И я старалась улучшать те моменты, которые, как мне показалось, были спорными. Например, уже второй год подряд я очень тщательно произношу имя Фалес. И в этом году я кое-что для себя поняла, и в прошлом, и в позапрошлом. Т.е. собирать конспекты -- это нужно МНЕ, чтобы улучшать курс.

В-третьих, мне просто интересно читать конспекты, которые написали студенты. Если в курсе "Алгебра и геометрия" я волнуюсь о студенческом конспекте: и замедляюсь, когда им надо записать теорему, и обязательно практически полный конспект веду на доске, и даже обсуждаю вопрос, куда ставить ударение в сложных словах (типа "комплексный") -- то в курсе "История математики" я просто рассказываю истории (преимущественно, про математику) и иногда показываю картинки.
И после этого мне просто очень интересно (не с профессиональной, а с человеческой точки зрения) почитать конспекты студентов. Некоторые конспекты я даю посмотреть-полистать мужу, просто потому что люблю показывать ему все интересненькое, что прочитала. И вот бывают такие конспекты, которые даже постороннему человеку (мужу) листать интересно.

Короче, просто потому что интересно! Вот и главный ответ.
Скажем, по той же "Алгебре и геометрии" мне почему-то неинтересно читать, что там написали студенты, и я наоборот свои конспекты им раздаю, а не у них собираю.

А интересно это вот почему. Некоторые конспекты бывают -- ну, просто конспекты. Что-то написано, что-то пропущено. Что-то учтено, что-то нет. Что-то потом дописано. И так далее. Просто конспекты. Некоторые конспекты бывают очень аккуратные. С выделением, отступами разной ширины, абзацами и так далее.
А некоторые бывают просто такими аккуратными, что это выше всяких ожиданий. Например, вот такими:


Как вообще можно вести такие лекции? ООО! Я никогда не видела таких, пока училась.
Кто-то мне скажет, что это -- только первая лекция, и человек просто подготовил (возможно) тетрадь к началу года. Но нет. Все лекции оформлены так же аккуратно, перед первой лекцией месяца -- календарь с отмеченными датами лекций. Вот как????


Ну, на самом деле, таких аккуратных лекций не так и много. Но они, честное слово, производят на меня неизгладимое впечатление.
И да, кто-то может сказать: "В чем гарантия, что человек не потратил все силы на оформление, а по смыслу ничего не понял?" Ни в чем. Может, и не понял (не данная конкретная девочка -- эта-то точно очень умная и все поняла), но да, наличие таких лекций не гарантирует понимание материала. Но наличие таких лекций мне просто очень приятно. Возможно, что человек просто не захочет их выкидывать, и через 20 лет после окончания матфака будет разбирать хлам -- и вспомнит что-то! Это, как мне кажется, вполне достаточная причина, чтобы поощрить такого человека.

Или вот еще, скажем, я второй год читаю лекцию "Математическая генеалогия нашего факультета" (примерно она была в жж тут). И в прошлом году не было ни одного конспекта, который бы хоть как-то отображал смысл (это и не нужно -- тут как раз такая лекция, где бы лучше слушали). В этом году появился конспект, где так живенько изображены все куски генеалогического древа -- любо-дорого смотреть.


В прошлом году в одном из конспектов была запись: "Кукин -- предок Тюменцева" (это полный конспект той лекции) -- я это читала, мне было интересно! Вот действительно же интересно, что студенты вынесли с лекции. А в этом году вот очень аккуратный, очень подробный коспект, вполне толковый -- я не ожидала, что по той лекции можно такой написать.

А кроме лекций аккуратных по смыслу или по форме, бывают лекции просто гениальные! Вообще, вот этот конспект. Это, мне кажется, просто один-в-один как я лекцию читаю.


На каком еще предмете преподаватель оценит такие конспекты? А видно же, что студент талантливый. И вообще, курс у меня гуманитарный, а не специальный, и мне по большому счету глубоко плевать, какие именно гуманитарные компетенции у студента от курса разовьются, лишь бы курс как-то студенту помог в чем-то. (Или знаний получить -- что хорошо, или как-то самовыразиться -- что еще лучше; а уж если все сразу -- так вообще комбо!)

Из того же конспекта рисунок.

По-моему, шедевр. Нет?

P.S. Один студент жалуется:
-- У меня баллов мало, на зачет не хватает, как быть?
-- Можно просто прийти на зачет и сдавать. Это трудно с твоими низкими баллами, но возможно. Надо просто материал знать. Еще ты можешь творческое задание сделать. Или вот еще можно ведь конспекты сдать -- уже твои баллы удвоятся!
-- У меня конспекты не с самого начала, я только в октябре на матфак перевелся. Вы мне дайте ваши конспекты в электронном виде, я перепишу.

Кажется, этот диалог прояснил для меня, почему многие люди считают проверку конспектов настолько ненужной. Действительно, было бы весьма странно раздать электронные конспекты своих лекций, а потом собрать обратно краткое их изложение. Поэтому я специально конспекты своих лекций не публикую. И узнать, что же было на той лекции, которую ты пропустил, невозможно никак-никак-никак-никак.
Tags: преподское
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Инстаграммки про историю математики

    Этот пост чисто для меня. Я соберу в одно место инстаграммки. Инстаграмм чем плох -- там ничего никогда не найдешь! А искать там прошлогодние посты…

  • Бедадост и его друзья

    История математики все еще остается для меня новым опытом. А потому мне важен и интересен фидбек от студентов (алгебру я читаю идеально, я и без них…

  • Про Фалеса, котиков и прочие улитки Паскаля

    Я закончила читать лекции по истории математики и решила узнать, что же студенты из них вынесли. Собрала на проверку конспекты. Студенческие…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 34 comments

Featured Posts from This Journal

  • Инстаграммки про историю математики

    Этот пост чисто для меня. Я соберу в одно место инстаграммки. Инстаграмм чем плох -- там ничего никогда не найдешь! А искать там прошлогодние посты…

  • Бедадост и его друзья

    История математики все еще остается для меня новым опытом. А потому мне важен и интересен фидбек от студентов (алгебру я читаю идеально, я и без них…

  • Про Фалеса, котиков и прочие улитки Паскаля

    Я закончила читать лекции по истории математики и решила узнать, что же студенты из них вынесли. Собрала на проверку конспекты. Студенческие…