Кукина Екатерина (kukina_kat) wrote,
Кукина Екатерина
kukina_kat

Category:

Про мотивацию и целеполагание

Одно на одно наложилось. Вот и коллега недавно в инстаграме написала пост на тему "А должен ли преподаватель каждую пару с песнями и плясками мотивировать учеников на учебу?"

Так что у меня длинный текст. Длинный-длинный.

На фото: ИТ-пикник.
Люди летом в жаркое воскресенье собрались, чтобы послушать лекцию по математике.


Вот прихожу я на пару.
-- Кто к доске?
Лес рук. В том самом смысле "лес рук", в каком нам училки в школе говорили. Никто к доске не хочет. Никто. Хотя за выход к доске никакого минуса у меня получить нельзя, а небольшой бонус можно.

На самом деле, очень от группы зависит. В одной группе много активных ребят. Они и задачи с энтузиазмом решают, и к доске ходят, и к беседе подключаются. В другой группе -- так уж складывается -- никому ничего не нужно. Говорю:
-- Может, домой пойдете вместо пары?
Радостно кивают изо всех сил.

В прошлом году 803 была очень активная группа. Много целеустремленных и заинтересованных ребят. Парень один был, он меня несколько раз в неделю до 3 часов ночи вопросиками по учебе мучил. Молодец, все хорошо у него будет. Две другие группы менее активные были, но тоже адекватные, нормальные, есть за кого зацепиться, чтобы раздуть огонь.

В этом году одна группа -- вообще никому ничего не надо. Там даже есть ребята, которые мне очень симпатичны. И есть соображающие ребятки. Но никаких "а вот это еще нам расскажите", "а вот это объясните", "а я вот такое еще слышал, будете нам рассказывать?" -- ничего такого нет.
Одна группа средняя, нормальная, а одна вот такая.


Когда школьники без энтузиазма относятся к учебе (особенно к отдельным школьным предметам) -- это можно понять. Школьные предметы все обязательные. Хочешь не хочешь -- надо ходить. Надо ходить, надо делать уроки, а то начинают ругаться с обеих сторон: и учителя в школе, и родители дома.
Главная мотивационная речь в устах отца звучит как:
-- Не будешь учиться -- выпорю.
В устах матери:
-- Ты совсем меня в гроб загнать хочешь?

Ну, как бы понятно. В школе очень широкое образование. Не может быть каждому ребенку одинаково интересна литература, математика, биология и французский язык. Для меня уроки труда всегда были скукой смертной, хорошо, что в нашей фмш их не было. А для некоторых уроки труда -- как лучик света в темном царстве литературы и математики. Учитель труда может сколько угодно скакать вокруг и причитать, что можно сшить вот такую классную юбку-клеш-полусолнце. Но мне было очень неинтересно. Хотя в моем же классе были девчонки, которые говорили, что уроки труда отличные. Да, я делала, что надо -- но без искры и без рвения. Все мое рвение уходило в сами-знаете-куда (в математику и литературу, например).


Но потом! Потом ведь эти "детишки" поступают в вузы. Почему в вузе они не хотят узнавать новое? Почему на псих.факе математика не считается главным и самым нужным предметом -- я могу понять. Почему на физфаке историю в массе не знают, не любят, и на нее глядят сквозь пальцы -- это можно объяснить. Хуже начинается, когда на матфаке надо почему-то с танцами и с бубном объяснять, что матанализ -- это наше все, а без алгебры невозможно серьезно учиться ни любой другой математике, ни программированию.

Как это вообще может быть? Почему человек пошел на МАТФАК (на матфак, блин! Это тупо самый тяжелый факультет в городе, среди факультетов с которыми сравнение будет хоть сколько-нибудь корректно) -- и при этом не хочет учиться? Чего бы на ФКН не пойти? Или в политех там? Там легче учиться, а в корочках почти то же самое пишут. Или вот еще в авиационном колледже на программистов учат. Не?
Почему надо идти на матфак и ныть, что тут трудно?

Зачем идти на матфак и ничего не делать? Это ведь даже не особенно престижно -- рассказывать друзьям, которые не в теме, что ты с матфака.
Корочки сами себя на работу не устроят. Знания нужны. Знания будут нужны даже без корочек. А знания -- это когда ты не ноешь, а как в старом анекдоте "жене сказал, что к любовнице, любовнице сказал, что к жене, а сам на чердачок -- и работать, работать!"
Или как говорят качки: "чтобы больше жать, надо больше жать".


Но в этом году у меня же совершенно особая экспириенция. Я ж на курсы испанского хожу. Зачем ходить на курсы испанского и ныть, что много задают, что некогда делать домашку и учить слова?
Испанский что, сам нарастет, если денег в кассу заплатить?
Вот зачем люди платят деньги за курсы, а потом ноют, что им некогда учить слова, некогда переводить книгу?

Один раз нам задали переводить песню на испанском. Там такая песня, она, вроде, не специальная учебная, а реальный певец какой-то такое поет (что-то типа рэпа, наверное), но лексика там -- вот как раз на первый месяц изучения испанского. 3 минуты песня. Некоторые из нашей группы ее даже не послушали ни разу -- некогда! Некогда! От одной пары испанского до другой, когда надо было послушать песню, было 5 суток.

Особенно меня один парень забавляет. Он хочет переехать в Испанию по какой-то там программе для студентов, но для этого ему нужен начальный уровень. Он очень ноет, что мы еще до сих пор "ничего не можем сказать" и "когда мы уже наконец сможем общаться на испанском". Очень прямо. Переживает, что вот почти уже семестр занимаемся, а толку ноль. Но при этом он ноет, что слова учить ему некогда. Очень ноет.

Еще он очень ноет, что все обучение неинтересное. Вот та песня, которую мы слушали -- она у него дурацкая, ему такие не нравятся. Сейчас мы читаем типа "детектив" -- ну, так, простенькая беллетристика -- он говорит, что вообще не интересная книга какая-то. Потом проходим, как внешность описывать -- он говорит, что это вообще бестолковая вещь, он никогда в жизни и по-русски-то никого не описывал. И так далее.

Но этот парень реально занимается лучше остальных.

А вот есть у нас "я ж мать" (я про нее как-то упоминала). Она деньги платит, но уже больше 6 недель не была на занятиях. Не получается у нее. Но на курсы ходить будет попозже, когда получится. Но этой, видимо, как раз не ехать, а шашечки. Прикольно же своим подругам по "яжматеринству" рассказывать, что испанский изучаешь?

Или вот еще есть одна дама -- она ни одного слова не знает. Ни одного вообще за полгода (разве что "да-нет-привет"), и никогда не учила. Ей некогда. Она воспитательница в садике, каждое лето отдыхает в Испании по 2-3 месяца. Говорит: "Вы не представляете, Катя, они там в Испании вообще русский не знают".
-- Зато английский там довольно хорошо знают, в Испании. И русских, конечно, много. Но с английским вообще в любом месте Испании можно разобраться.
-- Не, я английский не знаю, мне какая разница? Я уж испанский выучу, -- это хоть логично.
Но ведь не учит! Сама жалуется, что ее русский там плохо понимают, на курсы ходит, а сама не учит.

Еще один парень. Рассказывает:
-- Учил английский всю жизнь. Знаю в совершенстве. Мне говорили: "Учи английский, везде по всему миру тебя поймут". И что бы вы думали? Приехал в Испанию -- а там они не все английский знают! Некоторые вообще не понимают совсем. Вот что за фигня? И зачем я английский учил, если его не по всему миру понимают?


Вот как так-то? Тут же вообще никто никого не заставляет. Я еще могу понять студентов в вузе. Мама сказала учиться. И отец еще со школы ремень не спрятал. И вообще, они еще не осознали, что вузовское образование -- не обязательное. Ну, попали на матфак по ошибке, а теперь, конечно, фигня какая-то.

Но там-то, на платных курсах. Ты деньги платишь за то, чтобы тебя учили. Почему ты не учишься-то?


Я тут сразу похвастаюсь. А то, как говорила моя бабушка: "Сам себя не похвалишь -- весь день как оплеванный ходишь".

Мне студенты сочиняют стихи и песни (надо про это вообще отдельный пост написать). Иногда очень крутые. Но чтобы мама студента мне сочинила стихотворение -- такое у меня впервые.
Так что песни и мотивационные пляски, хоть и не каждую пару, но, наверное, свой вклад вносят. Хотя бы в то, что у студентов (и теперь еще их мам!) все-таки какие-то таланты развиваются.

А во-вторых, несмотря на то, что моя испанка говорила, что у меня очень дурацкий мотив для изучения испанского (я сказала, что мой мотив -- говорить с мужем по-испански), но я-то реально по испански с мужем разговариваю, очень развернутые беседы иногда веду. Про все подряд! В отличие от парня, который летом переезжает в Испанию, и который почему-то считает, что мы еще ничего сказать не можем.

И вот, кстати, на Истории математики я вообще никаких мотивационных речей не произношу. Ни разу. Но бывают как студенты, которые говорят, что это вообще никому не нужно (пруф), так и те, которые все равно считают этот предмет очень крутым и интересным (пруф).
Tags: преподское, разное, социальное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • * * *

    В одной группе студенты: -- Екатерина Георгиевна, как так? Почему у половины группы зачета нет? Ну, как-то же много! -- Вообще много, согласна. Но…

  • Любимые книжки детства

    Лиза vnu4ka призывает всех желающих написать список (из скольки угодно пунктов) "Любимые книги детства". Любимые книги детства -- это…

  • Сестрица Оленушка

    Я хотела написать историю из детства. Потом подумала про другую историю, и захотела написать ее тоже. Потом про третью. А потом внезапно осознала,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 23 comments