Вообще, маленьких детей развивает все, что угодно. У одного мама с ним лепит, рисует, сказки сочиняет -- и это развивает ребенка. У другого отец пьет и ребенок раньше, чем уверенно ходить, учится прятаться от пьяного папки, а потом учится собирать и сдавать бутылки и сам зарабатывать себе на еду в 4 года -- и это тоже ребенка развивает. Третий всеми днями заброшенный пулится в мультики -- и это тоже его развивает.

Но это верно не только для маленьких детей. Хотя для маленьких особенно. Прямо видно, что их развивает все, что угодно.
Но для студентов это тоже работает. Был у нас один препод. Он не любил на практиках рассказывать материал по программе. Он считал, что матрицы умножать любой дурак сам научится. Поэтому занимался не тем, что по программе, а тем, чем ему хотелось. Он считал, что если на парах будет интересно и сложно -- это куда интереснее студентам, как сейчас бы сказали, лучше их мотивирует, и остальное они выучат как-нибудь сами. Реально никак не занимался со студентами многими вещами из программы (хотя некоторые вещи и из программы ему нравились -- и он их делал, конечно). Студенты его групп сдавали не хуже, чем студенты других в среднем. А в максимуме часто лучше.
Я тоже хочу иногда так сделать. Хотя на самом деле нет, не хочу.
Я объясняла как-то раз студентам, что образование -- это не гонка, где главная цель приехать первым. Это скорее организованное дорожное движение. Где надо следить, чтобы дтп не было и все безопасно доехали из точки А в точку Б. И гонщиков, подрезающих других на поворотах, тут как раз не любят.
Другое дело, когда мы начинаем говорить про олимпиады, или даже про научную работу (и как пример для студентов -- про написание диплома), когда мы говорим про разные дополнительные курсы и т.д. Но в базе -- так.
Я в это на полном серьезе верю. (Я верю также, что тем самым "гонщикам" нужно организовывать отдельные трассы, соревнования -- чтобы им было куда выплеснуть пар и энтузиазм -- в образовании тоже, олимпиады и так далее -- это все не зря).
И, наверное, именно эта моя вера не дает мне делать вот так, как описано в примере выше: проходить не то, что надо, а то, что мне бы хотелось проходить. На самом деле, мне бы хотелось, чтобы студенты нормально усвоили "то, что надо".
Некоторых детей не учат читать. Им мама читает на ночь сказки, и они, подглядывая ей через плечо, запоминают буквы. А потом им так неймется узнать, что произошло дальше, и совершенно нет сил ждать, когда мама соизволит прочитать книжку дальше -- и они раз, и уже умеют читать.
Этот подход не со всеми детьми срабатывает. Я очень хотела, чтобы он сработал на моих детях, но нет. Мне пришлось их нормально и целенаправленно учить читать. По буквам. Впрочем, любой специалист вам скажет, что с поздно начавшими разговаривать детьми это так и должно быть. Они бы научились читать и первым подходом, просто до 7 лет успеть это нереально. А школа сейчас подразумевает, что поступающие в нее дети будут уметь читать.
С другой стороны, вот когда я лично была в 1 классе, у нас лучше всех читали я и один мальчик из семьи, где папа в тюрьме, а мама алкоголик. Я не помню, как учили меня. Но его -- явно никак. Мальчик, который в первом классе читал хуже всех, впоследствии стал хорошим врачом, нейро-хирургом, кажется (живет и работает заграницей, кажется, в Швейцарии). А тот, который читал лучше всех -- я думаю, сидит. Ну, или в данный момент не сидит, но это не так важно.
Так что, да. Я все равно не буду преподавать как тот препод, потому что на самом деле не хочу. Хочу так, как я преподаю. И да, явно дело, "гонщикам" мои простые обычные пары не очень подходят. Раньше у меня была радость -- спецкурсы, где точно можно было заниматься тем из математики, что мне кажется более интересным, но их мне больше не дают. Просто у меня так хорошо получаются вот эти вот "курсы вождения для новичков", что больше в мою нагрузку ничего не лезет -- это я так себе считаю.
Развитие (особенно маленьких детей) -- это, конечно, очень важно. Очень. Надо обязательно заниматься развитием своего ребенка. Но на самом деле -- вообще хз как образование, воспитание и прочее раннее развитие влияет на то, будет ли ребенок потом успешным и счастливым взрослым.
Вот это вот "ХЗ" -- это мой обоснованный профессиональный вывод по поводу образования как человека, который до черта лет проработал в образовании.