?

Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
Галуа и другие
kukina_kat
В этом году что-то случилось. Я же говорила уже, что мои студенты -- самые лучшие студенты в мире? Так в этом году это стало еще очевиднее.

У меня есть предмет "История математики". Конечно, это десятая доля моей университетской нагрузки, но пишу я про него довольно часто. Во-первых, мне кажется, что про историю (пусть даже и математики) широкому кругу моих френдов интереснее, чем про линейную алгебру. Во-вторых, поскольку предмет гуманитарный, и отношусь я к нему специфически -- я в него играюсь.

Одно из моих развлечений внимательные читатели уже знают. Студенты делают то, что называется "творческое задание". Можно сделать любое что-то, что каким-то боком имеет отношение к математике, программированию, нашему матфаку или их истории и философии -- и это будет часть зачета (если хорошо сделаешь -- примерно треть зачета).

Мне трудно описать студентам, что такое "любое что-то". Ведь смысл как раз в том, чтобы они сделали то, что умеют делать сами, что им самим сделать легко. (А я не знаю, что они умеют, а что нет). А смысл для меня -- увидеть, что история математики их так или иначе вдохновляет. Когда они меня спрашивают: "ЕГ, а что можно сделать?" -- я им отвечаю: "Ну, вот пост можно написать! Я бы написала по такой теме, по такой, по такой..." У меня для постов сто идей, какие можно написать, они даже иногда в голове складываются (поэтому я даже студентам даю список тем постов для тех, кто не знает, что делать, но очень хочет). Но вообще, я поясняю, конечно, что можно написать картину, написать песню, поставить танец, вообще сделать что угодно.

Кстати, это вот есть в человеческом мышлении такой подвох. Если говоришь: "Сделайте что угодно, например, напишите песню" -- то угадайте с четырех попыток, что люди сделают после этого? Вообще-то вариантов два: напишут песню или будут ныть, что не умеют писать песни.

Если перечисление длинное ("что угодно, например, песню, стих или испеките торт") -- то все, за рамки этого "например" не выйдет вообще никто. Максимум креативности -- торт заменить маффинами. Борщ сварить уже никто не отважится.
Это самое "например" -- оно всегда ограничивает мысль, сразу же замыливает взгляд. Заставляет эту самую мысль метаться в одном углу (только на третий день после зачета Зоркий Глаз может заметить, что стены-то в сарае нет).

И вот, в этом году что-то случилось. Наконец студенты осознали, что такое "творческое задание". Как-то внезапно.

Началось с того, что парень сделал прекрасное выступление на лекции про то, что скоро ожидается День Рождения Римана, показывая на слайдах известные мемы про Римана. (Оказалось, что они есть -- вы знали? Мемы, прямо про Римана, парочку еще сам придумал).

Или вот потом как-то с большим удовольствием студенты написали много интересных постов. Если в прошлом году половина постов были очень хорошие (парочку я до сих пор с удовольствием вспоминаю), а половина -- это студенты подумали, что им как в школе нужно реферат написать и написали отписку, мне приходилось им объяснять, что так не пойдет, что я такое не приму, а они искренне недоумевали, как так, я же все один-в-один как в Википедии рассказываю, почему это плохо? -- то в этом году посты классные почти все.

Потом была шикарная
Песня под портретом Мёбиуса



Ну, это ведь очень круто, когда студенты пишут песни про ленту Мебиуса.

И вот вчера девочки на лекции показали совершенно крышесносный мультик про Галуа.
У Галуа, кстати, сегодня день рождения.
Собственно, в честь этого они мультик и показали.



Ну, вот мультик совершенно понятно показывает, что я не могу студентам описать, что такое "творческое задание". Я не могу же им сказать всем (на матфаке) -- ну, идите, мультик нарисуйте!


Или вот девочка принесла после лекции про математику у Древних Вавилонян.


На табличке, кстати, насколько я могу разобрать, приближенное значение корня из двух. Вычисленное как древние вавилоняне завещали -- у них был хороший метод приближенных вычислений корней.

Но ведь я не могу им сказать -- идите и все сделайте глиняные дощечки в вавилонянском стиле. Точнее, я могу. Но от этого теряется весь смысл задачи.
Ведь задача как раз в том, чтобы они в свободное от универа время что-то внезапно подумали про историю математики -- их это вдохновило -- и они бы что-то (неизвестно, что) сделали!

В подборке постов ниже -- все посты про Историю математики из моего жж.


Избранные записи из этого журнала

  • Инстаграммки про историю математики

    Этот пост чисто для меня. Я соберу в одно место инстаграммки. Инстаграмм чем плох -- там ничего никогда не найдешь! А искать там прошлогодние посты…

  • Бедадост и его друзья

    История математики все еще остается для меня новым опытом. А потому мне важен и интересен фидбек от студентов (алгебру я читаю идеально, я и без них…

  • Если возникнут проблемы -- обращайтесь

    Студент вместо того, чтобы сдавать зачет, сказал, что напишет офигенную супер-пупер-дупер компьютерную игру, потому что его вдохновила История…

  • Про культурный бэкграунд разных поколений

    У меня был вчера пост в инстаграмме. И его можно совершенно неправильно понять, если не знать меня ближе. А вот сегодня независимо от этого поста у…

  • 16.10.2018

    Очередной пост из серии, "как Екатерина Георгиевна над студентами издевается". Курс "История математики в контексте истории культур", который я…

  • Топ-5 самых красивых математиков всех времен

    В жж нашего матфака моя студентка написала пост "Топ-5 самых красивых математиков-мужчин". Тема, конечно же, чисто развлекательная, но почему нет?…

  • Топ-5 самых красивых математиков всех времен

    В жж нашего матфака моя студентка написала пост "Топ-5 самых красивых математиков-мужчин". Тема, конечно же, чисто развлекательная, но почему нет?…

  • Про Фалеса, котиков и прочие улитки Паскаля

    Я закончила читать лекции по истории математики и решила узнать, что же студенты из них вынесли. Собрала на проверку конспекты. Студенческие…

  • История в контексте математики

    История математики в контексте истории культур. Так называется новый курс, который я читаю. Да, сама согласилась. Да, сама виновата. Но поныть-то…



  • 1
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Образование.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal сибирского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

шикарно просто! и песенка и мультик и табличка.


Да! Студенты мои меня в этом году прямо радуют в вдохновляют!

Мультик -- это вообще восторг, да.
И мне вот очень нравится, что в целом -- все сами. Сами придумали, что хотят снимать про Галуа. Мы про него на лекциях еще не говорили. Сами отыскали информацию, сами нарисовали -- очень хорошо нарисовали, у всех исторических персонажей есть очевидное портретное сходство.

Все остальное меня крайне восхищает скорее как фидбек. Всегда непонятно, настолько предмет нравится или не нравится студентам. А если студентку никто не заставлял, а она придумала хотя бы попробовать сделать глиняную дощечку -- это круто. Мне это очень греет сердце. ))

Вот сколько времени читаю вас и жалею, что на нашем мехмате ничего подобного не было. (Ростов-на-Дону, древность, прошлый век).

Были интересные преподаватели, есть что вспомнить, конечно. Но то, что вы описываете - это ж прямо сплошной восторг. И вы, и то, что у вас получается.

Мне кажется, раньше не было столько ориентации на то, что преподавание должно быть похоже на шоу. Никто не ориентировался на эти вот элементы игры в преподавании и на развлечения. Сейчас этого больше. Я бы сказала, что это один из трендов современного образования (который не всем нравится).
Так что я-то просто плыву по течению. Сейчас положено так лекции читать, чтобы после лекции спрашивали: "А вы не пробовали себя в стенд-апе?" (правда, спрашивали)

прекрасный вопрос))

Один наш препод, мой любимый, работал в параллелку в театре мимов. Он был очень пластичный, артистичный и всё такое. До театра я так и не дошла. но вот даже просто решать с ним примеры по алгебре было чистейшее счастье и ржач.

Он потом, как я прочитала в интернетиках, открыл свою школу клоунов - продолжая преподавать и математичить в универе. Волшебный товарищ.

Я не думаю, что все занятия по всем предметам должны было шоу. Но когда этого нет вовсе - это печально, факт. А вот от такой "истории математики" , как вы описываете, думаю, никто из студиков никогда не отказался бы. Потому что эти самые шаги влево и вправо от основной линии - нужны. и не всегда на них хватает ресурса у самого учащегося. А когда ему дают поклевать золотых зернышек в аудитории, тогда-то может начаться много ещё более интересного.

Да-да! все так. И то, что не на всех предметах это уместно. И то, что все же нужны такие отдушины. И что нужны шаги влево-вправо. Все так.

Классно как! Молодцы ребята!

Молодцы студенты, кто креативно подошёл к вопросу)

У меня тоже в институте была история с зачётной работой и мы делились на группы, я решила, что зачем просто рассказывать доклад, мы с подругой его разыграли в виде сценки)


мне понравился Танец Сортировок

Танец Сортировки -- это вообще беспроигрышный вариант. Он всегда всем нравится ))

завидую Вашим студентам! как же им интересно учиться (если они сами это осознают)

  • 1