Кукина Екатерина (kukina_kat) wrote,
Кукина Екатерина
kukina_kat

Category:

Безопасность велосипедистов

Велосипедист -- это очень счастливый водитель транспортного средства.
Поверьте, это я вам как авто- и мото- водитель говорю.
И глотнуть пивка за рулем, и свернуть в случае крайней необходимости на тротуар, и схватить велик подмышку и перетащить через бетонный блок, положенный во дворе. Когда ездишь на автомобиле этого всего порой так не хватает! (хотя нет, пивка за рулем не хочется) То, что права получать не надо, транспортное средство ни на какой учет ставить не надо, страховать не обязательно, а все штрафы проходят по одной и той же графе (как и у пешеходов) и стоят всего 500 рублей -- это тоже несомненные удобства велосипеда.



Но, конечно же, у велосипедистов есть свои проблемы. И самая основная из них -- велосипедистам ездить страшно. Большая часть этого страха берется оттого, что велосипедисты и автомобилисты друг друга не понимают, плохо учитывают, и оттого, как всего неизведанного, боятся больше.

Я бы хотела сегодня порассуждать на тему, как велосипедистам повысить свою безопасность и безопасность окружающих.



Больше половины велосипедистов не имеют водительского удостоверения, а потому считают, что читать ПДД им необязательно. Это заблуждение.

Первый совет велосипедистам -- прочитать ПДД

, хотя бы ту часть, которая касается велосипедистов непосредственно: ПДД для велосипедистов (но не зря она называется "дополнительные требования" -- вообще говоря, велосипедист, самокатист, роллер, и все остальные участники движения подчиняются и остальным правилам тоже).
/* Кстати, сказать, по правилам дорожного движения самокат -- это велосипед (двух- или трех-колесное транспортное средство, приводящееся в движение мускульной силой). */

По правилам дорожного движения, если нет специальной велодорожки, велопешеходной дорожки или плосы для велосипедистов, велосипед должен двигаться по самому правому краю проезжей части.
И вот тут велосипедистам становится страшно. Даже те, кто читал правила, поскольку не имеют опыта вождения, часто оказываются в ситуациях, что не понимают, чего хочет водитель и как он себя поведет.



Подавляющее количество велосипедистов нашей страны решает эту проблему просто. Боюсь ехать по проезжей части -- еду по тротуару. Пренебрегаю безопасностью и удобством пешеходов в угоду себе любимому. Это очень естественный рефлекс, я не спорю.

У меня много знакомых велосипедистов, которые правила читали, но считают, что если им "страшно", это попадает под пункт правил "отсутствует возможность двигаться по проезжей части". И поэтому они даже не видят за собой нарушения.
Простите, пожалуйста, но мне как мотоциклисту тоже бывает капец как страшно. Можно я тоже по тротуару попрусь? Или вот начинающим автоводителям -- это тоже постоянный страх и стресс. Но это тоже не повод ехать по тротуару.

Да-да. Вам страшно -- и это ваши личные проблемы. Всем страшно. Жизнь -- вообще страшная штука, если задуматься. И поверьте, глядя на некоторых велосипедистов, водители автобусов тоже покрываются холодным потом.



Надо смотреть правде в глаза: в нашей стране велодорожек крайне мало. А потому, что мало, их опять же не понимают, не умеют нормально делать, зачастую они начинаются неоткуда и заканчиваются ничем. Короче, велодожки -- это очень вырожденный случай.
Обычно жизнь бинарна: двигаешься по тротуару или по проезжей части.

Ехать по тротуарам -- это выход для вашей личной безопасности. Да. Но во-первых, это противоречит ПДД. Поэтому я этого рекомендовать не буду. Во-вторых, это мешает (да-да, мешает!) пешеходам. И сильно понижает безопасность пешеходов, особенно маленьких детей. В-третьих, тротуары часто в гораздо более плохом состоянии, чем дорога -- и потому по ним становится двигаться опять же не так уж безопасно, можно упасть без постороннего вмешательства и серьезно удариться. А в-четвертых, если вы велосипедист-спортсмен или просто опытный любитель, то тех 10-15 километров в час, которые вы можете развить на тротуаре вам явно не хватит. Скорость ваша порядка 30-40 километров -- и на этой скорости велосипед больше похож по техническим характеристикам на легкий мотоцикл, а не на беговел для трехлетних. Затормозить вы на этой скорости мгновенно не можете, обогнуть неожиданное препятствие опять же становится небезопасно. Поэтому если ваши скорости выше 10 км/час -- нужно выезжать на дорогу.

Конечно, детям до 14 лет, или родителям, которые их сопровождают, а также родителям, у которых в специальном сидении ребенок до 7 лет нужно ехать по тротуару. Медленно, аккуратно -- потому что тротуар вообще-то не для вас, а для пешеходов.

Так что переходим к велосипедистам, которым приходится делить проезжую часть с автомобилями, автобусами, мотоциклами и гужевыми повозками. Иногда это приходится делать тем, кто основную часть времени движется по тротуару. Что им делать, чтобы не попадать в аварии?



Во-первых, велосипедистам по ПДД нужно

двигаться по правому краю проезжей части.

Не между двух полос потока, не возле левого края (если дорога односторонняя, например), не по встречке в лоб потоку, а именно по самому крайнему правому положению попутного потока.

По односторонней дороге против шерсти двигаться нельзя.
Зато велосипедам и мопедам можно двигаться по попутной обочине. В отличие от автомобилей или мотоциклов, которым по обочине двигаться нельзя.
Если у дороги есть обочина, то кроме межсезонья -- это довольно удобное место для велосипедов. Например, очень плотную пробку можно объехать по обочине, но нельзя объехать между рядов!

Ездить между рядов -- это опасно. Во-первых, если водитель встал в пробке, замерил, где соседний автомобиль тоже стоит в пробке, он совершенно не глядя может открыть дверь и выйти, чтобы размять ноги, посмотреть, до куда тянется пробка и т.д. Может так же не глядя выйти и пассажир, которому надоело сидеть в пробке и он решил быстрее дойти уже пешком. (так делать нельзя и не надо -- но так бывает! и часто) Если при этом велосипедист едет -- для него все это представляет опасность. Во-вторых, машины могут тронуться и поехать довольно быстро. В частности, и поток ветра от них большой, и обгоняют они с двух сторон -- и это очень опасно, при таком положении просто удержать велосипед становится не так просто.

Я знаю одного автомобилиста, который в пробках начинает всех ненавидеть. Он искренне говорит, что ненавидит мотоциклистов и велосипедистов, у которых есть возможность эту пробку объехать. И он хочет открыть дверь. У человека ужасные проблемы с головой. Я не понимаю, как он прошел медицинскую комиссию на вождение автомобиля. Но такие люди есть. Да, некоторые автомобилисты (их существенное количество) ненавидят велосипедистов за возможность двигаться, когда все стоят.
Таких, конечно, надо учитывать и просто при движении справа (но туда водительских дверей выходит меньше, а пассажиры не ненавидят велосипедистов -- пассажиры добродушнее). Но справа хотя бы водитель будет виноват, а не вы.



И вот мы подобрались к очевидному совету

надо быть бдительным.



На дороге постоянно надо быть бдительным. Потому что на дороге опасно всем. И бдительность никогда не помешает дополнительная. Поэтому сильно пьяным, невыспанным, больным тоже за руль (даже и велосипеда) лучше не садиться. Поэтому за рулем велосипеда тоже не стоит тупить в телефон. Короче, надо быть бдительным. Это очевидно, конечно.

Какие ситуации требуют дополнительно отслеживать, что происходит, а не расслабленно катиться?
  1. Если машины стоят, а вы едете. Это я уже писала ранее. Кто-то может открыть дверь. Кто-то может выкинуть что-то в окно. Вообще, просто опасно то, что если все встали, то никакого движения люди не ждут. И в тот момент, когда все стоят, а потом просто начинают трогаться, водители не смотрят в зеркала практически никогда. Ведь они не поворачивают, не перестраиваются, не ожидают, что где-то кто-то движется вне потока. Когда все начинают трогаться -- дополнительная опасность. Может, водитель стоит с вывернутыми колесами и поедет не совсем прямо. Короче, это должен быть момент особой бдительности.

  2. Когда вы пересекаете перекресток. Вы просто едете по перекрестку прямо. И тут надо быть бдительным. Почему? Машины обычно быстрее вас. И вот машина едет, обгоняет вас и машине надо направо -- и она начинает тормозить. Машина вас обогнала и она думает, что она мега-быстрая. Но на повороте машина очень медленная. И при повороте направо она может вас не заметить. Водитель машины в таком случае очень неправ. Но вы можете снизить риск, если в таких ситуациях будете проявлять дополнительную бдительность. В том числе, если вы пересекаете не перекресток, а въезд на парковку. Особо быстрые граждане на своих 4-колесных друзьях могут заходить на парковку (и на правый поворот) прямо из второй или из третьей полосы. А из второй полосы велосипед запросто из автомобиля может быть просто с слепой зоне -- его не видно.

    Вот это, кстати, велосипедисты практически не учитывают. Да, водитель смотрит в зеркала, и видит многое из того, что происходит сзади автомобиля. Но далеко не все. Зеркала не покрывают большую область. И автомобилист не со зла и не из невнимательности, а просто может не увидеть велосипедиста.




  3. При проезде остановок ОТ. Вы двигаетесь по самому правому положению. При этом, если дорога расширена для организации стоянки или остановки -- вам туда заезжать не надо. Просто надо прямо ехать вдоль основной части этого самого "правого края". Но на остановках в остановку могут захотеть заехать автобусы. Или маршрутки -- которые иногда вообще узнают о том, что хотят заехать на остановку в самый последний момент. Большие объекты они отследили, а мелкие типа велосипедиста, могут и пропустить. Ну, и на остановках пешеходы иногда кидаются под колеса -- тоже ничего приятного.

  4. В плохих погодных условиях. Даже если у вас супер-резина, мокрый асфальт скользкий. На нем можно упасть, хотя, казалось бы, ничего не предвещает. А кроме того, что на мокром асфальте можете упасть вы, на мокром асфальте и особенно в лужах может занести машину -- и просто надо быть готовым, собранным, и успеть как-то отреагировать. Кроме того, во время дождя автомобили в зеркала вообще мало что видят. Во время снега все усиливается многократно. Даже хорошая зимняя резина не стопроцентная гарантия от заносов, причем совершенно неожиданных. Во время плохой видимости -- все то же самое. Вас никто не видит, вы никого не видите, ужос, короче. Да нет, не ужас-ужас. Надо просто не отвлекаться и двигаться аккуратно, не совершая резких маневров, и не балуясь.

  5. При пересечении пешеходного перехода. Любого, даже если на нем никого нет. (А так же во дворах, и в других местах скопления пешеходов.) Пешеходы -- это вообще очень страшно. А если вам наперерез будет нестись ваш брат-велосипедист, не слезая с велосипеда, то один толкнет другого прямо под колеса машин. Так что при приближении к пешеходному переходу надо быть бдительным.



Бдительным надо быть постоянно -- но это дурацкий совет. Человек все равно теряет концентрацию, все равно не может быть всегда одинаково собран. Да, и на рекламный плакат вдоль дороги, или на девушку-топлес можно отвлечься на секунду, или немного потерять мысль, если кто-то рядом громко пибикнул -- это нормально. Но есть некоторые ситуации, в которых точно за воронами следить не надо!


Тут мы плавно подходим к еще одному совету:

Останавливаться на красный



Если вы движетесь по дороге, то на красный свет надо остановиться. Неважно, есть поперечный плотный поток или нет поперечного плотного потока и вы можете проехать. Красный свет -- стой. Если какой-то добрый человек на поперечную вывернет из-за угла, и захочет проехать на мигающий зеленый, переходящий в желтый, он увеличит скорость -- а вы его просто не успеете отследить. Да, машины быстрые.

И даже когда светофор на пешеходном переходе -- тоже нужно останавливаться. Даже если вы видите, что никто идти не хочет. Потому что, может, кто-то идти-таки хочет, только у вас не спросил. А ему зеленый -- и он на вас не посмотрит.

Когда вы стоите на светофоре на красный свет, лично я рекомендую встать чуть-чуть вперед от всех машин. Даже рекомендую выехать для этого, возможно, чуть-чуть за стоп-линию (конечно, не выезжая на пересекающую проезжую часть). Чтобы всем машинам (и в первой полосе, и во второй) вас было хорошо видно. Вы начнете стартовать, а машина вас обязательно пропустит, даже если ей направо. Если вы встанете на полкорпуса после нее -- она вас просто не заметит и повернет направо.



И еще один совет совершенно необходимый. Касается велосипедистов (и на велосипедах, и на самокатах, и на скейтах). Велосипедистов как старше 14 лет, так и младше 14 лет. Вообще всех, кто на транспортном средстве движется быстрее скорости 5 км/час.

Спешивайтесь на переходе


Если вы по тротуару или велопешеходной дорожке подъезжаете к проезжей части и хотите ее пересечь -- вы должны слезть с велосипеда (самоката, скейта и т.д.) и прокатить его руками. Превращаясь на время из велосипедиста в пешехода. По этому поводу недавно отдельный пост писал мой жж-френд, и у него точка зрения более велосипедная.

Во-первых, если по тротуару поток довольно разряженный, то на переходе на зеленый свет все двигаются по сигналу и поток очень плотный. Вы мешаете простым пешеходам очень сильно.
Во-вторых, даже если никого из пешеходов нет, а вам зеленый -- все равно, лучше спешиться. Если вы думаете, что движущихся машин рядом нет -- это не значит, что их рядом нет. Машины, блин, быстрые. А мотоциклисты мало того, что быстрые, а еще небольшие -- и вы их можете среди уже остановившихся машин не заметить.

Скажем, у меня был знакомый, который разгонялся в городе до 180 километров. Если такой баран несется -- вы его не увидите!

Когда на перекрестке пешеходам горит зеленый, этот же зеленый часто горит и машинам на дороге, которая параллельна вашему движению -- и оттуда машины могут повернуть прямо в вас. Вы быстро возникните на дороге -- и они ничего не успеют сделать. Или они так обрадуются зеленому -- что стартанут со всей дури, рассчитывая, что пешеходы медленные, и не успеют. Или они могут проскакивать на последние секунды зеленого -- и опять же им не хватит внимания, чтобы уследить, что на эти же последние секунды зеленого со всей скоростью несетесь вы.

Если переход без светофора, то вас, велосипедиста на скорости 15 км/час, а то и 40 км/час автомобиль просто не успеет заметить. А даже если заметит -- не успеет ни отследить траекторию, ни затормозить. Водители рассчитывают, что у пешеходов низкая скорость, поэтому пропускать и отслеживать надо тех, кто довольно близко уже к проезжей части.

Короче, обязательно спешивайтесь. Это ВАША безопасность.


Станьте заметным



Черный велосипед, черные джинсы и черная куртка -- это очень стильно. А простенький неброский велосипед не украдут. А серые треники и серая майка -- эту одежду не жалко, если обрызгают машины или запылится от езды по обочине.
Но чем заметнее вы на дороге -- тем вам же безопаснее.

Если вы не цвета асфальта -- это сразу вам в сто раз менее безопасно. Ночью должны быть обязательно минимум катафоты, причем не только сзади, но и спереди, а лучше и по бокам. (Катафоты отражают свет, не потребляя никакой энергии. Машина едет, светит в катафот -- и получается, что катафот светит ей обратно практически с той же яркостью -- поэтому машина катафот видит). А еще лучше, если не просто катафоты, а фары специальные, фонари и т.д. Даже и днем, но когда тучи или сумерки лучше с какими-то осветительными приборами. Ну, и одежда -- лучше всего белая, яркая, а не черно-серо-темная. Даже и днем это прямо существенно вам повышает безопасность, если вас видно на фоне общего пейзажа.



Не творите всякую хрень



Дорога -- не место для баловства. Не место, где надо выпендриваться. Если вы ездите без рук -- вы крутой, спору нет, но вы капец какой опасный. Если вы периодически перепрыгиваете на своем велосипеде трещины на асфальте -- это тоже понижает вашу безопасность. Короче, не творите всякую хрень.

Хрень -- это действие, которое окружающим очень трудно предсказать и спрогнозировать. Именно поэтому мне сложно приводить примеры хреней -- я не могу предсказать, что вам взбредет в голову.

У меня есть знакомый, он очень опытный велосипедист, ездит на велосипеде много и постоянно. Но не водитель.
Он придумал для себя знаки руками. Если вытягивает влево левую руку -- это он хочет повернуть налево. Если вытягивает вправо правую -- хочет повернуть направо. (И это все хорошо). Но тут -- внимание! -- он придумал знак, что если он хочет ехать прямо -- он поднимает руку вверх.
По ПДД рука, вытянутая вверх, означает, что велосипедист останавливается.
Представляете, вы подъезжаете к перекрестку и поднимаете руку вверх? По-вашему, машина, которая хочет повернуть направо и уже замедлялась, чтобы пропустить вас, что она сделает? А что сделает машина, на пересекаемой дороге, которая тоже уже остановилась и пропускала людей по главной? Ага.

Это к первому совету -- учите пдд. И не показывайте руками неприличные знаки -- их могут неправильно истолковать. И прочую другую хрень не творите.

Вопрос на засыпку: какие пункты правил нарушает Леопольд?


И дополнительно



Шлем. Повышает его заметность -- это раз. И повышает-таки безопасность. У меня есть знакомый, который говорит, что периодически получает по шлему зеркалом от автобуса. (Он стоит на красный свет, а автобус подъезжает -- и вот). И хорошо, что он всегда в шлеме, да? Хотя шлем, безусловно, не обязательно -- опционально. Сама езжу на велосипеде без него.

Старайтесь избегать левых поворотов (и разворотов). По ПДД левые повороты можно делать, если на дороге одна полоса в вашу сторону и одна в противоположную. Но это все равно не очень безопасно. Во-первых, вам надо проехать до левого положения и встать посреди дороги. И уже одно это очень опасно. Во-вторых, вы по-любому окажетесь среди движущихся со всех сторон машин. Как только вам закончится зеленый -- вы должны поворачивать, но уже начинают движение люди на перпендикулярной дороге. Из правого положения, где вы находитесь обычно, сразу поворачивать налево вообще нельзя.

Следите за знаками дорожного движения. Особенно нас интересуют знаки, которые запрещают проезд прямо. Вы едете, никого не трогаете, хотите перекресток проехать прямо. А вам прямо нельзя. И вся ваша дорога, все три полосы -- поворачивают направо. Если у самого правого есть шанс вас отследить и пропустить, то у второй и третьей полосы -- нет. (Не говоря уже дополнительно о том, что это нарушает пдд).



Если вы на старте не всегда можете держаться очень прямо (например, у вас большой груз, непривычный или неотрегулированный велосипед, вы новичок и просто неуверенно трогаетесь и т.д.) -- то лучше сами оставляйте себе место подальше от машин. Машины не подозревают, что велосипед на околонулевых скоростях неустойчив может вилять. Машины могут проехать очень близко.

Я понимаю, что велосипедисты просто не могут понять, чего в их действиях не знают автомобилисты. Поэтому даже не знают, что спрашивать обычно. А автомобилисты, как я уже писала, не всегда понимают боль велосипедистов. И тоже не могут понять, чего "они тут разъездились". Но надо же как-то идти друг другу навстречу?

На мой взгляд, если велосипедист ездит по правилам -- то его движение достаточно безопасно. А если он придерживается еще и дополнительных рекомендаций и знает, что в голове у окружающих его на дороге людей -- то и совсем хорошо.

Пост посвящен мужу с его новым велосипедом. Хотя муж, конечно, и так все знает.
Tags: авто-мото-водительское, социальное
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 47 comments