
По воскресеньям мы с мужем ходим на Омскую мотоджимхану. Джимхана -- это такой вид спорта, когда надо проезжать сложные траектории на время на асфальтированной площадке. У нас есть в Омске несколько ребят, которые серьезно занимаются мотоджимханой, участвуют в международных соревнованиях, занимают места. Вот они организовали клуб и тренировки для всех желающих.
Все желающие могут забить на время, а просто хоть как-нибудь проезжать на своем мотоцикле сложные траектории. Могут спросить совета у бывалых и более опытных мотоциклистов (Стасу прям респект). Короче, мне нравится, и скиллы маневрирования на мотоцикле прокачивает хорошо.
И вот сегодня у меня был интересный разговор с одним из участников. Который сказал, что основное на мотоцикле -- это не падать. И что если ты упал -- это ошибка. А ошибок допускать нельзя.
Предположим, в мотоциклах я еще не гуру, но про ошибки и про то, как в принципе учиться и учить -- я знаю очень много. Я уже профессионально преподаю больше 20 лет )
Ошибка -- это неотъемлемый атрибут обучения. Если ты учишься чему-то новому, ты будешь ошибаться. Если ты не ошибаешься -- ты делаешь слишком легкую для себя работу, ты не учишься, ты уже умеешь ее делать (даже если до того, как приступил и не знал об этом). И если делать только так -- ты, естественно, не научишься новому. Можно сколько угодно раз без ошибок написать слова "мама мыла раму" -- и это никак тебе не поможет, если в диктанте возникнет фраза типа "На дощатой брусчатой террасе веснушчатая дочь подьячего Агриппина Саввична под аккомпанемент виолончели и аккордеона исподтишка потчевала коллежского асессора Аполлона Ипполитовича варениками, моллюсками, винегретом и другими яствами".
Научился умножать числа -- молодец! Этот навык очень полезный и как элемент встречается потом в разных заданиях. Но не надо потом годами умножать числа. Можно хоть к делению перейти. (при условии, что ты хочешь научиться чему-то новому, конечно) Перестал ошибаться на делении -- все, отстань от него. Переходи к вычислению корней (без калькулятора, ясное дело). Ошибайся, ищи ошибки, исправляй их. И как только перестал ошибаться -- переходи к новым задачам и к новым ошибкам.
Вам выдали задачу. Не важно, посчитать определитель на алгебре, прополоть настурции, или сделать тройной тулуп. Вы пробуете один способ, другой, третий. Если у вас есть преподаватель/тренер/наставник -- он подсказывает, как сделать правильно, но он не может за вас оттолкнуться левой ногой или перенести вес на правую -- как это сделать конкретно, все равно должны понять вы сами. Вы пробуете, ошибаетесь, и пробуете еще раз. Если у вас есть вместо наставника идиот -- он орет на вас, что вы выпололи настурции вместо травы; он философствует на тему, что вместо тройного тулупа прыгают двойной аксель только лузеры; он ставит вам двойку и вызывает в школу родителей.
Ошибаться можно и нужно. При обучении. Нельзя настолько бояться ошибок, чтобы не браться за что-то новое, до сих пор неиспробавонное. При обучении именно в том и цель, чтобы сделать что-то, чего заранее не делал -- и потому очень высока вероятность ошибиться. Ну, ладно, готова даже признать, что на худой конец можно и не ошибаться -- но никогда нельзя бояться ошибку совершить. (Это, кстати, один из основных навыков, который я стараюсь привить своим студентам на своем предмете -- надеюсь, получается хотя бы частично).
Шумахер попадал в автоаварии за свою жизнь больше раз, чем я. Не потому, что я вожу лучше Шумахера. Как раз все наоборот!
Если вы хотите достичь новой высоты -- вы должны найти свой потолок -- и пробить его. Если вы его трогать не будете, вы его не пробьете, вы останетесь там же, где были, тем же потолком и ограниченные.