Кукина Екатерина (kukina_kat) wrote,
Кукина Екатерина
kukina_kat

Categories:

Топ 10 писателей-фантастов всех времен

Наверное, можно считать, что всем жанрам художественной литературы я предпочитаю фантастику.


Давным давно в моем детстве фантастику не делили, был единый жанр. Потом с приходом большого количества литературы из США, внезапно оказалось, что фантастика бывает научная и фэнтези. Ну, ладно. Но ведь мир не стоит на месте. На данный момент фантастика бывает: научная, фэнтези, боевая, социальная, утопии, фантастические детективы, боевики и триллеры, хоррор, альтернативная история, попаданцы, и прочая, и прочая, и прочая.
А потом авторам творить в одном жанре стало скучно, и они, конечно, начали жанры смешивать. Кстати, советские авторы-фантасты, поскольку их жизнь была и так трудна, сразу так и делали. Классический пример городского фэнтези в рамках научной фантастики -- "Понедельник начинается в субботу". Но есть еще примеры, типа Булычевской Алисы в "Заповеднике сказок".

А еще в древности были другие чистые жанры. Например, жанр "исторический роман" или "бытовой роман". Но написать "бытовой роман" из жизни героев 17 века -- это сложно. Нужна достоверность, нужно знать много фактов, углубляться в детали и так далее. Поэтому возник еще новый поджанр -- "бытовой роман в фантастических декорациях" или "исторический роман в фантастических декорациях". Тот же Мартиновский "Межевой рыцарь". Хоп -- действие в другом мире. Он отличается от нашего чисто теоретически, на повествование это никак не влияет, но на это можно списать все исторические огрехи.


Короче говоря, я обязана написать пост про моих любимых писателей-фантастов. И в этом посте я не буду их различать по фантастическому поджанру, а напишу про всех. Тем более, многие из упомянутых творят не всегда в одном жанре.
Сюда я собрала тех самых писателей, у которых я читаю любую книгу, попавшую мне в руки. Да, кое-что у них хуже, чем другое. Но не настолько, чтобы автора признать навсегда негодным. Подавляющее большинство произведений этих авторов -- очень хороши. А некоторые и вовсе шедевры навсегда, которые хочется читать и перечитывать.

И, видимо, я не могу их проранжировать между собой от 1 до 10, поэтому пусть будут просто в алфавитном порядке.

Айзек Азимов


Айзек Азимов -- потрясающий. Я его читала много, многие вещи перечитывала. И, конечно, совершенно невозможно забыть его мега-серию про "Три закона робототехники", разбитую на подциклы: рассказы про Сьюзен Калвин, повести "Роботы Утренней зари" и эпопея на много романов "Академия" (и еще куча вне-цикловых штук отсюда же).


Кроме "трех законов" у Азимова есть еще куча вещей. И я до сих пор иногда нахожу вещи нечитанные, и сразу сажусь читать. И читанные перечитываю. Короче, Азимов -- да. Очень хороший Азимов.

Рэй Бредберри


Часто бывает так, что основоположников жанра читать уже скучновато. И язык слегка устарел, и темп повествования не соответствует современности, да и их лучшие идеи давно и много раз растащили другие более современные авторы -- и вот ты читаешь основоположника и как будто ничего нового, ничего такого уж "ах!"



И вот только никто из приличных так и не решился растащить мысль из книги "451 градус по Фаренгейту" )
Но и кроме этой книги у Бредберри прекрасно все.

Ольга Громыко


Видимо, самая молодая в списке. И единственная женщина.
В чем есть доля иронии -- потому что женщин чисто по количеству авторов я, наверное, читала даже больше чем мужчин (ну, уж в последнее время так точно). Да и современных авторов, которые вот прям щас живут и творят я чисто по количеству читала больше, чем старых мастеров. Но, вот поди ж ты.

Книг у Громыко не так много, как у других авторов (надеюсь, она это постепенно исправит))). Но неизменное чувство юмора, логика, и, безусловно, умные, добрые и правильные мысли -- вот то, что отличает книжки Громыко.
И последнюю ее книжку я вообще ждала-ждала, по нескольку раз в день обновляя Литрес, когда же уже появится электронная версия. )


У нее есть известный цикл "Белорская ведьма" -- он очень ранний, и на мой взгляд, именно он самый сырой и незрелый. Но он тоже отличный. Прямо восторг. Мне очень нравится "Год Крысы". Ну, и "Киборги", которые еще раз показывают, что жанры фантастики разделить никак нельзя -- ибо это не сайнс-фикшн, не фэнтези и вообще.

Роджер Желязны


Потрясающе интересный автор -- Роджер Желязны. У него хорошо все. И новые миры на кончике пера -- одни из лучших, какие бывают вообще. И стиль повествований. И гармония между мыслями и действиями. Короче, один из самых любимых авторов -- Роджер Желязны.


И, конечно, самые известные и самые крутые у него это "Хроники Амбера" (первые 4 книги цикла), но у него есть еще много-много всего потрясающего. Я, например, нежно люблю демона из бутылки из книги "Лорд-демон".

Стивен Кинг


Очень хороший, очень страшный, очень сексуальный, очень интересный, очень страшный, очень увлекательный, очень умный, очень страшный (я уже говорила?) писатель -- Стивен Кинг.
Я у Кинга читала не все. И, наверное, его я не могу читать запоем все подряд и много. Потому что после ужасов, когда страшно нос высунуть из-под одеяла, хочется чего-то полегче и жизнеутверждающего. Но то, что я у Кинга не читала -- просто ждет своего часа и своего настроения.


"Оно" -- одно из любимых. В подростковом возрасте любимой была "Кристина". Но самое пугающее для меня -- кинговское про темного близнеца. Просто уже даже много лет не перечитывала, а идея меня все равно пугает. Кстати, и без жанра фантастики у него хорошо получается.

Генри Лайон Олди


Дуэт авторов, пишущих опять на русском языке.
Олди -- это вот те из современных авторов (причем, "наших"), которые умеют выдумывать миры не хуже почившего классика Роджера Желязны. У них совершенно неуемная фантазия. Совершенно потрясающий слог. И дико интересные миры. Так и хочется узнать его ближе, разглядеть не в одно узкое окошечко одной книжки, а и с других сторон тоже -- но никак!


У Олди есть для меня некоторый минус. И обычно других авторов я с этим минусом не переношу. Но Олди даже это не портит настолько, чтобы испортить. Они начинают классно, но не всегда свои вещи правильно и логично заканчивают. Иногда к концу повествование слегка вязнет, и видно, что авторам было интереснее выдумывать мир и завязку, чем развязку. Но вообще, Олди шикарные.

Терри Пратчетт


Терри Пратчетт с его Плоским миром и объемными персонажами в нем. С его далеко не плоскими шутками, остроумными идеями и умением хорошо и правильно заканчивать каждую книгу.
Он полный антипод Олдей. Мир-то у него -- самый стандартный. Ведьмы, гномы, немножко магии. Ничего такого сверхъестественного (т.е. сверхъестественного как раз много, но в мире, а не в том, какой это конкретный сверхъестественный мир... -- ну, в общем, вы поняли). Но насколько же "вкусны" его истории. Насколько потрясающе прекрасны каждая в отдельности и все вместе. Мммм!


У меня еще всегда "Ведьмы" в качестве иллюстрации Пратчетта висят. Но сегодня повешу "Стражу". Говорят, "Ведьмы" больше нравятся мальчикам, а "Стража" девочкам. Не знаю, не знаю. Стража офигенная. Ведьмы тоже.

Братья Стругацкие


Стругацкие -- это очень умно. Это очень интересно. Это очень душевно. И у персонажей такой близкий, такой советский менталитет.
Читать одних только англо-язычных авторов -- это круто. И, безусловно, США -- столица фантастики. Хоть научной, хоть фэнтези, хоть какой. Но менталитет героев зачастую настолько американский, что вот прямо понимаешь, что "наши люди на флаере в булочную не ездят!". Они по-другому говорят, по-другому мыслят, у них другие жизненные приоритеты.
Поэтому русские авторы для русской души просто необходимы. И, безусловно, очень близки. Они пишут "про нас", и с их героями мы роднее и ближе. Ну, вот согласитесь, что "счастья всем, даром, и пусть никто не уйдет обиженным" -- это вот так правильно и неразумно, так по-нашему.

Стругацкие просто отличные. И вот они ведь тоже еще не задумывались о том, что бывает "science fiction", бывает "fantasy", а бывают утопии и прочие всякие поджанры. Они просто писали. Короче, нельзя их к конкретному поджанру причислить.

Роберт Хайнлайн


Фантастические боевики -- это, как считается, жанр "для мальчиков". Но Роберт Хайнлайн совершенно опровергает этот стереотип. И хотя у него самое интересное это как раз фантастические боевики, но девочкам они тоже отлично подходят.


Самое известное у Хайнлайна, наверное, "Звездный десант" (и он классный), а если называть что-то самое мне понравившееся, то первым на ум приходит "Марсианка Подкейн". Короче, да. У Хайнлайна читать можно все) И девочкам тоже.

Роберт Шекли


И последний (но просто последний по алфавиту, а не вообще) -- Роберт Шекли.
Я не помню у Шекли длинных романов, кажется, их и не было. Самое длинное у него -- в формате повестей. Кстати, древние авторы (Шекли, Азимов, да и Желязны зачастую, и Бредберри, и другие) -- очень часто писали именно рассказы. Вот эти все эпопеи типа "Песни Льда и Пламени", когда автор один роман планирует как пять толстых книг, потом пишет 7 еще более толстых, чем планировал, а потом ему надо написать еще три (иначе у него концы с концами не сходятся), а ему лень -- вот это современные веяния. Даже то, что по старым традициям считалось "эпопеей" (например, "Властелин колец") -- сейчас уже ну так, короткая серия на выходных прочитать.

И вообще, в жанре фантастики писать рассказы -- это круто, хорошо и правильно. Ведь что такое жанр фантастики (особенно, например, научной фантастики)? Должно быть некоторое фантастическое допущение (изобрели машину времени, изобрели сверх-световой двигатель, придумали как летать на Луну и т.д.) -- и из него вывод.
У Шекли этих фантастических допущений -- вагон. Но, как и положено, ровно по одному на произведение. И четкий, логичный, обоснованный вывод из этого допущения. Очень изящно, компактно, и здорово.

Люблю Шекли. За его чувство юмора, за его лаконичность, за его разнообразие.

А вот, кстати, двое из моих любимых авторов -- Шекли и Желязны в соавторстве написали замечательную веселую трилогию. Которая одновременно и в духе Шекли, и в духе Желязны.
Начинается трилогия с книжки "Принесите мне голову прекрасного принца" (что уже само по себе круто, да?)

Трилогия так круто и продолжается, и вообще, крайне рекомендую тем, кто не читал прочитать, а тем, кто читал -- перечитать.

А теперь про невошедших в Топ-10.
Еще пару лет назад в список обязательно бы вошел

Кир Булычев


Кир Булычев -- это моя детская любовь. Это первая прочитанная фантастика (книжки про Алису, понятное дело), это как раз то, с чего началась любовь к фантастике. И потом, во взрослом возрасте, ничуть не менее интересные у него же книжки про "Великий Гусляр".

Но есть одно большое и огромное "Но". Пару лет назад я взяла в руки его серию про "интерГпол" (интер-галактическая полиция). И это такое Г. И прямо после этого я никак не могу включить Булычева в список тех авторов, у которых все хорошее, и хочется читать все. Вот конкретно это читать не хочется. И про Павлыша романы тоже устарели. А "Гусляров" надо перечитать.

В топ могли бы войти и Урсула Ле Гуин (как характерный пример очень крутого фэнтези), и Дуглас Адамс (только лишь за его "42" надо его включать в список любимых авторов обязательно), и Роберт Асприн с юморной Мифологией, и Гарри Гаррисон с его боевой фантастикой (потому что "Стальная крыса" одно время была просто самым любимым из всего-всего). И очень мало писавшие, но очень интересные вещи такие писатели как Борис Штерн и Генри Каттнер (семейка Хогбенов у него, конечно, потрясающая). Они все могли бы быть в списке "топ-10", но не вошли, потому что в "топ 10" всего 10 мест.

А вот есть еще неплохие авторы, и в комментариях мне напишут, что я их забыла. Например, Дяченки, Пехов, Лукьяненко, или Страуд, или еще кто-нибудь. Но я их не забыла. Я их просто не могу со всей честностью включить в список любимых авторов. Они -- второй эшелон для меня. То, что можно читать, когда нечего.
А некоторых очень популярных авторов я просто не могу читать. А список, напоминаю, мой личный. Ну, скажем, Перумова или Геймана. Вот вообще никак.

А еще бывают авторы одной книги. Ну, скажем, Кэтрин Куртц с ее циклом "Дерини" -- это хорошо, но это мало, чтобы говорить, что я люблю автора. Или Сапковский, у которого есть "Ведьмак", а больше ничего нет (я знаю, что есть -- больше ничего хорошего нет). Или та же Джоан Роулинг, у которой "ГП", конечно, хорош, но на том и закончился список хорошего.

Короче, список хорошего и годного в фантастике, вообще-то очень длинный. И он (какое счастье) не исчерпывается этими десятью авторами!


Сто лет назад я уже писала на похожую тему "топ-5 произведений в жанре фэнтези".
А еще недавно у меня был похожий пост про лучшие детективы.
Tags: читательское
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 60 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →