Поэтому один из способов набрать баллы к зачету -- это сдать "на проверку" конспекты лекций. Мне самой интересно прочитать, что же студенты вынесли из этого курса.
Итак, краткое содержание "Истории математики в контексте истории культуры", если верить конспектам студентов. С моими комментариями, ясен пень.
upd: Муж велел ко всем пруфам написать переводы, а то мало что понятно. Пишу.
Основная мысль, которую осознали почти все студенты (некоторые на самой первой лекции, некоторые впервые ее записывают на самой последней лекции, некоторые ее записали много раз).
Перевод: Из Следов науки Египта неизвестно ничего, но ходит речь о том, что кто то на ней учился.
Перевод: Про Пифагора никто точно ничего не знает.
Вообще, это, видимо, одна из основных мыслей гуманитарного курса в устах математика -- аааа! кошмар и капец! тут никто ничего точно не знает!
Но это не точно, потому что кто-то что-то про Пифагора все-таки знает.
Перевод: Пифагор -- красавец, которого предсказала Пифия.
Мне очень нравится, когда студенты выделяют-таки важные мысли. Т.е. не просто пишут конспект-конспект, а вот то самое. Ответ на вопрос, "о чем это вообще?"
Перевод: ЗДЕСЬ БЫЛ ФАЛЕС 585 г.до н.э.
Вот еще пример, когда конспект не конспект-конспект.
Перевод: "Он доказал это," -- П.Диадох.
Опять про Фалеса. Кстати, Фалеса в этом году почти все написали правильно. Это я сравниваю с прошлым годом, когда уж очень неприлично звучало его имя со страниц тетрадок.
Но обычно, конечно, это конспект-конспект. И мысль сомнительная. Я так говорила, да?
Перевод: Древние греки поклонялись древнему Египту.
Перевод: Потом неожиданно появляется Евклид.
И вообще,
Перевод: Если ты древний грек, то ты никому не веришь без доказательства.
А тут была Древняя Индия. И вот это -- самый подробный конспект того, о чем я говорила целый час.
Перевод: Древняя Индия// они завезли к арабам цифры// слово "синус" пришло из Индии// книга "Сульва Сутра"// У них были задачи на оптимизацию
(Потому что на лекции про Древнюю Индию было задание.)
Итак, Древние закончились. Началось Средневековье. Что же у нас в Средневековье?
Перевод: учёные массово уезжают из Европы (потому что их жгли на костре)
Эту мысль, кстати, из Средневековья вынесли не все. Но почти во всех конспектах фигурирует главное. Внимание:
Перевод: Христианство (вера в христа)
Вот то, кто там календарь как исследовал, что там Фибоначчи кроликов размножал -- это не у всех есть. А то, что Христианство -- это вера в Христа -- буквально у 2-3 человек не было. Видать, это оказалась главная мысль той самой лекции.
А вот это очень мне понравилось.
Перевод: Бедадост Почтенный (670-735) Создатель древнеанглийского языка, любил учиться, читать и писать.
Если что, поясню. Ученого-монаха звали Беда Достопочтенный (он же Беда Досточтимый или Беда Почтенный). Он действительно один из создателей древнеанглийского языка. И что характерно учиться любил.
Ладно. Поехали дальше.
Перевод: 17 век, 17 век! Это важно!
Это правда важно. 17 век у нас на лекциях треть занимает от всей истории.
Мне иногда самой себе кажется, что я стараюсь выстроить историю внутри лекции так, чтобы прослеживалась логика. Но, видимо, воображение всегда немного не соответствует действительности. Ибо, оказывается, логика в моих лекциях примерно такая. Женская.
Перевод: Графиня чешская Елизавета Богемская//Переписывалась с Декартом//Ушла в монастырь.
Но вообще, если в прошлом году было прямо много тетрадей с фразочками-мемчиками, то теперь три. Большинство все-таки серьезные такие. Конспекты-конспекты. Вот так мысли мало кто оформляет.
Перевод: Паскаль изобрел (не важно что). Математика 16+.
А предпоследняя лекция в этом году у меня была про то, как появлялись неевклидовы геометрии. На мой взгляд, для современного мира эта история и эта математика очень важна. Ну, и, конечно, мы говорили про то, почему же она появлялась в таких муках, и почему некоторые (не будем показывать на Остроградского пальцем) ее так не любили.
Перевод: "Мы подобны!" Лобачевский: "Вы равны!"
И вот мы, конечно, рассматривали не одну только геометрию Лобачевского, а разные неевклидовы, и что они вообще очень причудливые бывают.
Перевод: Прямые всегда пересекаются, причем в двух точках. Сумма углов треугольника всегда > 180 градусов. Треугольники по трем углам равны.
Знаний у студентов еще пока не очень много, потому что они учатся всего на втором курсе. Однако мозги у них уже вполне прилично прокачаны, и понять "на пальцах" разные вещи они могут вполне норм.
Перевод: Топология на пальцах. Из шарика нельзя сделать тор, можно сделать месяц-месяцович.
Последнюю лекцию в этом году я посвятила связи нашего матфака со всемирной историей математики. Я примерно про то давно уже читала лекцию и писала пост.
Возможно, это не так важно в контексте великих математиков и истории мира в целом, но позволяет студентам ощутить себя тоже внутри всей этой истории. Что история это не про каких-то непонятных дядек из далекого прошлого, про которых никто ничего не знает, а про нас самих же. Всегда. Хотя, конечно, на самом деле это про непонятных дядек из прошлого, про которых никто ничего не знает.
И примерно такой по смысловой нагрузке обычно конспект у студентов этой лекции. И вот Павла Лазаревича я, конечно, называла Павлом Лазаревичем.
Перевод: Математическая генеалогия нашего ИМИТА. Лазаревич Дворкин -- программист.
Еще из курьезного. Один парень (ходил, кстати, на все лекции), а конспект сдал вообще не моих лекций.
Что? Я разве так вообще лекции читаю????
Да мои лекции вот такие.
А еще примерно такие.
Но не в интегралах же подстановки делать! Смешные, кстати, те конспекты вообще. Похоже, это конспекты кого-то со старших курсов, когда лекции по этому предмету читал А.С.Штерн dreameranalyst.
А еще вот. Вот же мои лекции. Открываю одну из тетрадок, а там так:
Вот это -- мои лекции. Узнаю брата Колю. )
На самом деле -- вполне узнаваем. Лично я поняла, кто таков.
Перевод: (представим, что он похож) (П.С. не срисовывать с цветных портретов)
Вообще, я восхищаюсь, конечно, насколько они все узнаваемые.
А тут вообще с сюжетом рисунок.
Я уже рассказывала, что один из способов набрать часть зачета -- это выполнить творческое задание. Вдруг, лекции по истории математики студента на ЧТО-ТО вдохновят. Мне кажется, это надо поощрять. Так вот такие лекции я зачла как творческое задание. )))
А еще были одни конспекты (и от них я тоже не отрекаюсь, это безусловно конспект меня!) тоже совершенно потрясные, за которые я тоже поставила выполнение творческого задания.
Начались они как-то так.
Там, кстати, и буковки-слова тоже есть. Вполне приличное количество. Не меньше, чем приведенный выше конспект про Индию )))
В этой тетрадке рисунков меньше, чем в предыдущей, но зато они сложнее.
Хотя не все. Вот тот же сюжет про Ньютона )
Сейчас, пока разбирала лекции студентов для написания поста, поняла, что Даше можно было тоже зачесть творческое задание. Но я, видимо, так зачиталась самими лекциями, что ей пришлось сдавать зачет-зачет. Но самое главное, что сдала.
А это -- дашин Архимед. Кстати.
А самые прикольные лекции были у Кирилла. И у Даши тоже. И у Льва, но у него прям совсем не все.
Пост про лекции получился гораздо менее забавным, чем в прошлом году. Зато, кажется, благодаря Ангелине, Соне и Даше гораздо более красивым )