Кукина Екатерина (kukina_kat) wrote,
Кукина Екатерина
kukina_kat

Categories:

Тварь я дрожащая или права имею?



Если не ходить под кат -- то краткое содержание: я открыла себе категорию А. Так что теперь у меня новенькие права с аж пятью открытыми категориями!

Эмоциональное содержание


Летом мы отдыхали в Болгарии. И было мне там так хорошо и очень расслабленно, что я решила, что деятельности мне не хватает -- и почему же я до сих пор не получила наконец категорию А? Реализовать одно из списка "сто вещей, которые надо обязательно сделать в жизни"; легализовать свое восторженное отношение к мототехнике; ну, и постепенно сменить своего маленького железного пони на железного коня.

Поэтому, как только мы вернулись, я пошла в автошколу и записалась на обучение. Не учла я, конечно, одного: что хорошо и расслабленно мне было летом, а учиться надо осенью -- и уже ни фига не хорошо и расслабленно. Когда началось вождение -- у меня не осталось выходных. Работа -- вождение -- поспать. Вот и весь мой распорядок )


/* На фото -- я на мотоцикле еду в самый первый раз. */

Обучение в автошколе длится 2 месяца. Но первое время тебя на мотоцикл не садят. Изучаешь правила дорожного движения.
В итоге на экзамен в ГИБДД я вышла 25 октября. И это последний экзамен на вождение мотоцикла в этом году. Если бы не сдала с первого раза -- пришлось бы пересдавать экзамен весной. Но я сдала, да!

Хотя внутренний школьный экзамен пришлось сдавать, когда с неба падал очень красивый снег хлопьями. Он, конечно, не ложился, а сразу (почти) таял. Но прелести вождения мотоцикла под снегом по мокрому асфальту в +3 -- это я испытала )
Зато знаете насколько больше кайфа, когда сдашь?

/* На фото -- я сдала внутришкольный экзамен по вождению. */

Вообще, к погоде этой осенью никаких претензий. Она и так сделала, что могла -- было довольно долго очень тепло. На фото выше (где я на мотоцикле сижу в первый раз в своей жизни) -- 25 сентября и можно гулять без куртки.

Как сдала экзамен -- прыгала три дня! И даже несмотря на то, что надо было проверять больше 100 студенческих тетрадок и 30 олимпиадников (отложенная на потом работа все накапливалась) -- все равно проверяла и прыгала.

Экзамен



Вообще, очень крутое чувство, когда у тебя что-то получается. Но на экзамене я нервничала страшно-страшно. Просто кошмар, что творилось. Руки дрожали, живот крутило, мне казалось, что у меня повышается температура.
Когда села на мотоцикл, сцепление зажала -- а разжать руку не могу. Вот как сказывается отсутствие практики сдачи экзаменов! Экзаменов у меня уже лет 10 не было.

Под спойлером -- описание как проходит экзамен. Кому не интересно, можно не открывать. Но! Там есть видео, как я катаюсь )

[как проходит экзамен]
Экзамен на категорию А состоит из двух частей. Теоретические вопросы и навыки вождения мотоцикла на площадке. Наличие водительских прав другой категории ни от одной части не освобождает. И от обучения в автошколе не освобождает тоже.

С теоретическими вопросами все понятно. Это абсолютно тот же комплект вопросов, как на категорию В. Можно найти в интернете и тренироваться их решать.
Забавно другое -- половина отсеивается на экзамене потому, что не сдает теорию. Сначала половина на внутришкольном экзамене. И даже из тех, кто сдал внутришкольный некоторые потом не сдают теорию в ГИБДД.
Мне это достаточно сложно понять. Я не знаю, как так получается, если ты хочешь сдать на права. К моменту экзамена я все ответы на все вопросы знала наизусть, могла отвечать в любом состоянии. (И тем не менее живот все равно крутило, а руки дрожали -- вот как так?)

Практический экзамен состоит из 6 упражнений.
Змейка: надо объехать конусы с нужных сторон. Змейка это достаточно легко. Вот я катаю змейку в первый же раз, как села за руль. Тут муж буянит -- снимает в ускоренном режиме, но зато не скучно тягомотину смотреть.


У змейки на экзамене основная сложность такая. Ты пришел на экзамен, волнуешься. Садишься на мотоцикл. И сразу через 10 метров ты должен проехать змейку. Вообще, когда садишься на мотоцикл первые несколько минут чувствуешь себя очень неуверенно, когда ты новичок. Наверное, кто-то помнит, каково это -- садиться на велосипед после длительного перерыва. Или на тот же мотоцикл весной. Вроде все знаешь, вроде навыки есть. Но вот не совсем.

Потом -- габаритный коридор. Стоят конусы, ограничивая пространство 1 метр. Надо ехать между ними. Потом конусы кончаются, но возникает разметка -- и дорожка сантиметров 20 в ширину. На разметку наезжать нельзя. В самом конце остановиться перед стоп-линией, но не дальше чем за 50 см.

Самое сложное упражнение -- скоростное маневрирование. 90 метров в одну сторону ты едешь змейку. Потом разворот на 180 градусов и на обратном пути (те же 90 метров) ты проезжаешь в габаритный коридор, но на этот раз коридор не прямой, а немного извилистый.
Остановиться перед стоп-линией, поймать нейтраль, выехать.
На все про все -- 35 секунд. Не уложился -- идешь домой.
(Выехал за разметку -- идешь домой. Объехал конус не с той стороны -- идешь домой. Но так, собственно, на всех упражнениях)

Вот кусочек с разворотом.


Рекорд у меня на этом упражнении 25 секунд. На экзамене 31. Хотя в первый раз казалось, что 35 секунд это прям молния!

Потом -- восьмерка. На ограниченной территории надо сделать петельку в одну сторону, потом в другую.
Пояснение для тех, кто сдавал на категорию А давно: восьмерка и змейка другие! Змейку усложнили, восьмерку упростили (как говорит инструктор). И вообще все упражнения другие!



На первой тренировке я умом понимала, что упражнение выполнимо. Но мне казалось, что надо сделать все прям идеально-идеально, чтобы уложиться. А иногда прям руки опускались, и казалось, что сделать его без ошибок невозможно. Оказалось, что все не так страшно. На пятой-шестой тренировке начинаешь уже ворон считать и восьмерку крутить одновременно.

Следующее упражнение -- параллельная парковка (это народное название). Надо показать рукой, что поворачиваешь направо. Завернуть направо в карман и остановиться на расстоянии не более 30 см до стоп-линии, и так, чтобы от габарита до правого края кармана было не больше 30 см. Поймать нейтраль.

Ну, и последнее -- "гараж" (тоже народное название). Надо заглушить мотоцикл, слезть с него и затолкать его задним ходом в гараж (самому при этом тоже оказаться в гараже) (гараж примерно вдвое уже, чем такое же упражнение на машине). А потом завести и из гаража выехать.
Для тех, кто не в курсе: у мотоцикла нет задней передачи, и задом он ехать не может. Его можно толкать руками. Тот мотоцикл, который был в автошколе -- легкий. Весит "всего" 150 кг.

У меня на экзамене был очень страшный случай. Прям кошмар-капец, я чуть не померла. Я с горем пополам тронулась (нормально я тронулась, когда сумела-таки руку разжать). Проехала змейку -- идеально. Проехала габаритный коридор. Проехала скоростную трассу -- нормально проехала, без ошибок (можно было быстрее, но по ощущениям уложилась). Проехала восьмерку -- идеально. Проехала параллельную парковку, выехала, заглушила мотоцикл, чтобы толкать его в гараж. Подходит гаишник: "Все, домой, не сдала."
Как так? Ну, где что может быть не так? Если бы на скоростной не уложилась -- уже бы на восьмерку не пустили. Конусы не сбивала. Ногами земли не касалась. Может, на линию разметки наехала и не заметила?
-- Вы далеко остановились на параллельной парковке.
-- Как далеко? Не более 30 см от правого габарита!
-- Да, а вы далеко!
-- Но габарит-то мой -- это руль и дуга!
Короче, гаишник был то ли неопытный, то ли усталый. Но он почему-то решил, что 30 см надо измерять от бока мотоцикла. А это не так. Если от бока мотоцикла, то руль (и дуга безопасности) нависнет над линией разметки -- и это точно несдача!
Я как раз на тренировках часто нависала рулем над линией разметки, так, чтобы между мотоциклом и линией только нога влезала -- и это неправильно. Инструктор мне на это указывал.

Пока убеждала его, инструктор мой заинтересовался, что случилось. Подошел, подтвердил мои слова. Убедили гаишника. Докатала. Сдала!


Отзыв на автошколу


Автошкола, в которой я проходила обучение, называется "Перекресток".
Выбрана автошкола была по тупому принципу. У них очень красивая площадка. Находится в центре города, на площадке всегда очень симпатичные машинки. А летом иногда не машинки, а как раз мотоциклы. Выглядит все очень красиво, цивилизованно, место удобное. Так и выбрала.


Отзыв на автошколу спрячу опять под спойлер, чтобы можно было не читать, кому не надо.
[отзыв на автошколу]
Сравнивать мне мало с чем. На категорию В я училась 13 лет назад. И с той поры столько воды утекло, что аж страшно.

На занятия по теории я сходила один раз. Преподаватель -- очень адекватный, грамотный, вежливый парень немножко меня младше. Я спросила разрешение изучать теорию дома -- он разрешил под мою ответственность. Напомню, что с теорией я как раз была полностью уверена.

Но это я вперед забежала. Первым делом, конечно, меня встретили приветливые девочки-менеджеры. Девочки эти мне сказали, что все круто. Вот сейчас уже 20 августа, но я маленько похожу на теорию и где-то с сентября меня пустят на мотоцикл, а к концу сентября или в начале октября экзамен.
Когда вначале сентября я спросила: а собственно, когда же вождение? Мне сказали, что я наверняка все не так поняла. И вождение начнется чуть-чуть попозже. Ближе к экзамену, чтобы я навыков не подрастеряла между обучением и экзаменом.
В итоге первое вождение было 25 сентября, как я писала выше. А экзамен 25 октября.

А еще подарили брендированную тетрадку, календарик, магнитик, книжку с ПДД. И балаклаву -- шапочку под шлем, чтобы общественный шлем не стрёмно было надевать после чужих людей. Но я в своем каталась.

Но, конечно, больше всего впечатлений -- от вождения.


На рекламке написано, что в стоимость входит 18 часов практики.
Начнем с того, что первые три часа "практики" -- инструктор рассказывает, какие бывают упражнения. Т.е. первые три часа практики -- лекция.

И потом предусмотрено еще 4 занятия по 1,5 часа -- это собственно на мотоцикле. На мои возражения, что в рекламе одно, а по факту другое, мне объяснили, что все правильно. 12 часов с инструктором плюс -- внимание! -- сдача экзамена.

Честно признаюсь, что я брала несколько дополнительных уроков, чтобы на экзамене чувствовать себя увереннее. Я за 4 урока все упражнения не выполняла идеально даже в расслабленных условиях тренировки. Что уж говорить об экзамене, когда психуешь?

Мотоциклы. В рекламе написано Ямаха, Стелс. Все правильно, только Ямахи -- это для ограниченной категории А1. А на категорию А только Стелсы.
Стелсов три. Какой тебе достанется на экзамене -- неизвестно. Например, когда я сдавала на В мы учились на конкретной машине и на ней же сдавали. Кто умеет водить (особенно механику) понимает, что у всех машин свои габариты, свои зеркала и даже у машин одной марки у каждой свой характер: у этой сцепление надо отпускать так, у другой эдак.

А тут надо было на любом из трех кататься уверенно. Все мотоциклы чуть-чуть разные технически. Например, у одного резина не позволяет его использовать при низких температурах (поэтому с внутреннего экзамена его убрали) -- но в связи с этим, например, он тормозит существенно по-другому. У одного обороты на холостом ходе ниже, чем у двух собратьев -- и он реально очень медленный, на восьмерке или змейке все хочет завалиться.
(Если вы умеете ездить хоть на велике, понимаете, что на низкой скорости двухколесная техника становится неустойчивая, надо "рыскать" рулем или падать ))
У одного нейтраль в принципе не включалась из первой, надо было переключать на вторую, а потом нейтраль.
У всех трех врал указатель нейтрали.

Короче, состояние не идеальное. Муж считает, что если врет указатель нейтрали, то состояние неприличное. Но я приноровилась. Вообще, "приноровилась" -- это главное слово, когда сдаешь экзамен )))
Скажем, на скоростном маневрировании. Тебе надо остановиться, поймать нейтраль, потом снова тронуться. Поскольку указатель нейтрали врет -- то если даже по указателю ты поймал нейтраль, ты должен сцепление отпускать медленно, но при этом нельзя и заглохнуть, нельзя и тронуться. Надо только проверить, поймана ли нейтраль. Если нет -- зажать его еще раз и ловить нейтраль. При этом на это совершенно нет времени -- там на все про все 35 секунд. На первых занятиях за 35 секунд не всегда удавалось даже нейтраль вот эту самую поймать. )

Выход -- поймать нейтраль по ходу движения. С точки зрения безопасности вождения это очень плохой выход. Но экзамен по-другому не сдашь. Приноровилась, короче.



Зато инструктор -- Калинин Владимир Валерьевич -- абсолютный душка. Парень немного моложе меня, мотоциклист 16 лет. Мотоциклы автошкольные сам и чинит периодически.
Очень классный. Объясняет доходчиво. Первые разы очень внимательно следит, поднимает за тобой конусы (мой инструктор категории В за мной не поднял ни одного конуса -- сама сбила, сама поднимай). В самом начале идет с тобой по кругу, смотрит, не грохнешься ли ты с мотоцикла. Придерживает, если ему страшно. Не раздражается никогда. Короче, относится по-людски. К последним занятиям, когда все понятно, и нужна просто практика, наоборот в душу не лезет.

Или вот такой маленький нюанс. Когда я (13 лет назад) училась на категорию В, инструктор по вождению мне прямо говорил:
-- И куда вы бабы претесь? Не женское это дело -- водить.

Вот у теперешнего инструктора вообще не возникает вопросов, зачем тетке 37 лет вдруг внезапно захотелось научиться водить мотоцикл. Это приятно.
Первые разы он ко мне обращался на "вы". И очень настороженно -- то ли порывался по отчеству назвать, то ли что. Потом как-то перешел на "ты". И вообще, душевный очень парень.

Кстати, девушек на категорию А учится примерно четверть от общего количества (всего нас одновременно сдавало примерно 40 человек; половина, как я писала, не сдали теорию). Девушки почти все -- девчонки, получают одновременно А и В (так дешевле и теорию сдавать всего 1 раз). Только одна была почти моего возраста. Парни разного возраста. Ну, прям старше меня, наверное, человека 2-3. Но 30-летних примерно половина от оставшихся. И есть парни, которым 16 лет вообще -- сдают на категорию А1.

А на категорию В я видела, как сдают экзамен -- и, там девушек почему-то 2/3 (и больше половины из них -- близко к моему возрасту и есть старше). Но там вообще больше 100 человек уже до практики дошли.


Короче, вот вам пост, который у меня копился 2 месяца. Я и на велике кататься-то научилась в предвкушении: ну, когда меня наконец уже на мотоцикл пустят???

А теперь у меня все. И я надеюсь, что вы лучше поймете мою радость (и гордость за себя) и не будете на меня ругаться, что у меня так много нудных букав.
Tags: авто-мото-водительское, осебятина, потребительское
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 30 comments