Курс "История математики в контексте истории культур", который я читаю, относится к гуманитарной компоненте образования. И этот курс должен (теоретически) показывать связь математики и мира вообще.
Сегодня мы изучали Древнюю Индию, и в частности говорили о том, что для запоминания чисел, индусы кодировали их стишками. Каждая цифра числа превращалась в существительное, для которого точно известно его количество. Например, 1 можно заменять на слово Солнце или Луна. 2 -- руки, глаза. Для числа 3 индийцы использовали слова "братья" (потому что у Рамы три брата) или "пламя" (потому что в их мифологии три пламени).
Если бы таким способом запоминания чисел пользовались греки, они могли бы заменить 3, скажем, на слово "грации". А христианин может использовать слова типа "бог" или "волхвы" на худой конец. Но вообще, в современной культуре, скажи ты и слово "мушкетеры", скорее всего, это замечательно подойдет для мнемонического запоминания цифры 3. Так ведь?
Короче, цифры древнеиндийские поэты-математики превращали в слова.
И я дала студентам задание -- почувствовать себя древнеиндийским математиком. И зашифровать сегодняшнюю дату 16.10. (Можно по желанию 16.10.2018).
Смотрим, что вышло?
Я публикую стихи без подписи, потому что некоторые студенты явно просили, чтобы никому не говорили, что они написали ЭТО. Если кто-то из студентов хочет, чтобы я подписала его стих -- скажите, я подпишу.
У студентов было примерно полпары (40 минут). Редакция примерно авторская.
1."16.10"
Чей-то мозг узнал вчера,
Сколько ножек у жучка,
А прямая не имеет
Ни начала, ни конца.
2.
Проснись сегодня ты с утра
И встретишь солнце
С дьявольской ухмылкой
Месяц третий после всех грехов
И год сегодня не простой
Глаза, пустота и нос, а в конце семья с прибавкой.
(Причечание: дьявольская ухмылка -- 666, т.е. 6)
3.
в голове(1) грохочут лапки таракана(6)
а в желудке(1) моем пустота(0)
Глаза(2) смыслом жизни(0) пылают
У букашки(1) которую жрет паукан(8)
4.
Куда бы ты ни шёл, мой друг, твори добро с обеих рук.
/* Дальше -- пояснения этот стишка:*/
Про числа:
Ты - как единица
Шёл - идти можно вверх, вниз, влево, вправо, прямо и назад
Добро - единица
Обеих рук - на руке по пять пальцев, 2 * 5 = 10
Т. е. считается, как (1 6) * 1, 1 * 2 * 5
5.
Есть Солнце
Материки освещает оно
Есть луна
Не освещает она ничего
6.
Мой рот открылся зверски
Скушав континент
Мой рот учуял резко
Что бога нет
Мои глаза раскрывши дерзкий
Божественный ответ
Мой мозг подумал веско
Сколько всего планет
7.
Тянутся к небу
Длань и рука
Там, где луна
И пустота
Уши выжимают
Звуки черной дыры
Человек узнает
Все ступени октавы
/*Видимо, должно было быть "перст и рука", но надо сделать скидку на очень ограниченное время, да еще и лектор что-то над ухом зудил. */
8.
«Зима! Крестьяне торжествуя»-
Так мог начать рассказ я свой .
Проснулся утром негодуя,
Прохладно , голодно и злой.
Пошёл я в душ смыть сон прекрасный,
И вижу 10 пальцев в нем. Затем покушать вёл веном,
Спустился «Новый холодильник классный»,
А над пианино - фотки. БОМ!
Стоп , подождите , 10 пальцев?
Картин 16, нью холодильник фирмы BOSCH?
Ох тысяча бедных непальцев!
С истмата баллы заберёшь!
Сегодня вторник ! Беру тетрадку.
Я думал день у нас другой ,
Хватаю сумку , шмот, зарядку ,
Коту прикрикнул: «Дверь закрой!»
9.
Над головою моей сияет луна
Час назад настала суббота
Кто бы подумал, что я по ночам
На пальцах гуляю по порту.
(16.10)
10.
Я (1) полгода (6) каждый раз(1)
Копаю ямы (0) две(2) за раз,
Зачем мне ямы (0), спросишь ты (1).
А знают восемь (8), вот спроси.
11.
Солнце нещадно гоняет пчелу,
Осветит луна пустоту.
На моих пятках нашел я дыру,
Я бесконечность найду.