Давным-давно студенты (старшекурсники) обратились ко мне с просьбой написать для инстаграма матфака обзор на какую-нибудь математическую книгу.
А у меня сейчас на примете есть одна математическая книга, которую я бы рекомендовала почитать как раз студентам-математикам и даже преподавателям-математикам, если они ее еще не читали.
Но книга совершенно не для инстаграма. В ней прекрасный текст, написанный с чувством юмора. И совершенно никаких картинок для иллюстрации чего-то в инстаграме.
Поэтому для студентов я написала обзор на другую книгу -- на книгу
"Тайны катастрофы" Йена Стюарта.
Обзор в инстаграме вот такой (картинки листаются, их пять штук):
https://instagram.com/p/Bhtw1fEn7jk
Обзор я выложила вчера (в инстаграм матфака он так и не попал -- наверное, не подошел по формату). После того, как студенты-первокурсники подарили мне на день рождения другую книжку с картинками. Не знаю, как так совпало, что они мне ее подарили. Но на нее я тоже решила написать обзор -- и написала его сегодня в инстаграме.
"Алгебра" Ларри Гоника
Картинки снова листаются, на этот раз их десяток.
https://instagram.com/p/BhwV1BfHjhf
Ну, и наконец, не связанная форматом инстаграма в жж я хочу-таки написать небольшой обзор на книгу
"Гюйгенс и Барроу, Ньютон и Гук" Владимира Игоревича Арнольда

Книга мне понравилась стилем изложения. Тут не только историческая составляющая "как возник мат.анализ", но еще и методологическая составляющая "как правильно учить мат.анализу", и, конечно, математическая составляющая в виде теорем с доказательствами, некоторые из которых я не знала.
Просто хочу поделиться цитатами.
- Гук был очень искусным экспериментатором. С тех пор ни у кого больше этот опыт не получался, но у Гука он получился.
- Бурбаки пишет с некоторым презрением, что в его (Барроу – прим.мое) книге на сто страниц текста приходится около 180 чертежей. (О книгах самого Бурбаки можно сказать, что там на тысячи страниц не приходится ни одного чертежа, и не совсем ясно, что хуже.)
- Ньютон очень серьезно занимался хронологией Древнего Египта. В ней была следующая проблема. Исторических свидетельств, открытых к тому времени, накопилось уже столько, что они никак не согласовывались с библейскими сроками сотворения мира. Промежуток времени, отпущенный по Библии на все человечество от Ноя до рождества Христова, всего 2348 лет, а фараонов и династий много, и все не умещаются. Ньютон писал специальные тексты, в которых предлагался некоторый выход из этого затруднения. Он нашел в Библии фараона, имя которого начинается с буквы С (Сесак), а у Геродота упомянут другой фараон, с другим, правда, именем, но тоже на С (Сезеострис, теперь называемый Сенурсет). Вот Ньютон и предложил считать этих двух фараонов одним, исправив соответствующим образом древнеегипетскую хронологию (сократив ее на 2000 лет — вполне в духе современных математиков).(Книга Арнольда написана в период расцвета "Новой хронологии Форменко" -- прим. мое)
- Совершенно шикарное замечание о правиле присвоения научных открытий и фамилий теоремам: Интегрирование встречается уже у Архимеда, дифференцирование — у Паскаля и Ферма, связь между обеими операциями была известна Барроу. Что же сделал Ньютон в анализе? Ньютон изобрел ряды Тейлора!
- Ньютон довольно рано сформулировал такой принцип: каждый человек должен однажды сделать выбор -- либо ничего не публиковать, либо потратить всю жизнь на борьбу за свой приоритет. Для себя Ньютон, по-видимому, тоже принял по этому поводу решение, выбрав и то, и другое. Он, во-первых, почти ничего не опубликовал, а во-вторых, постоянно боролся за свой приоритет.
- Современным математикам вообще трудно читать своих предшественников, которые писали: «Петя вымыл руки» там, где просто следовало сказать: «Существует t1<0, такое, что образ Петя (t1) точки t1 при естественном отображении t-> Петя (t) принадлежит множеству грязноруких и такое t2 из полуинтервала (t1; 0], что образ точки t2 при том же отображении принадлежит дополнению к множеству, о котором шла речь при рассмотрении точки t1»
Понятно, что книга будет интересна в первую очередь тем, кто интересуется историей математики и математическим анализом.