Кукина Екатерина (kukina_kat) wrote,
Кукина Екатерина
kukina_kat

Category:

Топ 10 экранизаций

Давненько я не писала "топов" моих любимых фильмов. На самом деле, мне казалось, что почти все топы я уже и написала: лучшие "ненаши" были, лучшие советские были, лучшие мультики были...

Вчера с мужем сходили на фильм "Темная башня" по роману Стивена Кинга, и возник вопрос: "А что такое хорошая экранизация книги и бывают ли они вообще?"

По-моему, ответ -- бывают, и на самом деле не так уж редко, как оказалось, когда я начала составлять мой список.
/* Хотя плохие экранизации встречаются чаще, к сожалению. */
Что такое хорошая экранизация по-моему? Хорошая экранизация -- это, во-первых, сам по себе хороший фильм, который можно смотреть без знания источника и наслаждаться собственно фильмом. Плюс хорошая экранизация (в отличие от "фильма по мотивам") рассказывает нам ту же самую историю, что и книга.

Например, Алиса в Стране чудес с Джонни Деппом -- не экранизация, а фильм по мотивам книжки. Так же, как и "Шерлок Холмс" Гая Ричи.

Итак, топ-10 экранизаций, которые я считаю лучшими.
На 10 месте старый черно-белый советский фильм
А зори здесь тихие

В детстве, конечно, смотрела его бессчетное количество раз. И сколько раз смотрела -- каждый раз рыдала и надеялась, что вот сейчас Лиза не утонет в болоте, да и вообще все девчонки выживут.
Потом читала книгу. И тоже ревела.
И книга хорошая, сильная. И фильм.

Вот, кстати, в каком порядке надо? Сначала смотреть, потом читать или наоборот?
На мой взгляд, если экранизация хорошая, то и так, и так получишь удовольствие. Хотя ощущения очень-очень разные. Я люблю сначала смотреть, потом читать. Почему? Потому что экранизаций больше плохих, чем хороших. И если я смотрю такой фильм после того, как прочла прекрасную книгу, то кроме как плеваться -- больше ничего не возможно, а возмущение вдвойне: и что фигню посмотрел, и что книгу испоганили.
Если же экранизация хорошая, то чувства, восприятие обоих произведений, мысли, которые при этом возникают, конечно разные в зависимости от того, что было сначала для тебя, фильм или книга.

Например, не было никакой возможности прочитать книгу "Три мушкетера" до просмотра фильма
Д'Артаньян и три мушкетера
(фильм попадает на 9 место).

Как и с "Зорями" шансов прочитать книгу вперед фильма не было, просто потому, что фильм постоянно шел на экране и очень меня привлекал -- смотрела не отрываясь каждый раз. Книгу, конечно, прочитала позже. И, как я уже писала, нашу экранизацию "Трех мушкетеров" все еще считаю идеальной )

А вот книги про
Шерлока Холмса и Доктора Ватсона
я прочитала раньше, чем посмотрела фильм. Фильмы тоже крутили часто, но мне в детстве они не нравились -- картинка казалась мрачноватой. Книжки я прочитала лет в 8 (может, и не все, но начала), наверное. А фильмы посмотрела уже потом. И фильмы оказались отличные! Ничуть меня не разочаровали.

Конечно же, Шерлок Холмс имеется в виду наш, советский.

Очень хорошая экранизация (и попадает на 7 место)
Зеленая миля

А то что у меня все "наши" и "наши" идут? В фильме прекрасные актеры, хороший сценарий, вообще все хорошо ) Книгу читала в данном случае после фильма -- и получила опять кучу удовольствия. Потом пересматривала фильм, и действительно, он очень хороший.

На шестое место возьмем анимационный фильм (и даже анимационный сериал)
Приключения Барона Мюнхаузена

А почему бы и нет? Ведь тоже экранизация! Причем, авторы и художники настолько точно попали в образ барона, что когда я читаю сказки -- представляю картинки из мультика (или по мотивам мультика, если такого конкретно мультика нет).
Про Барона Мюнхаузена есть замечательный фильм "Тот самый Мюнхаузен", но он опять-таки очень сильно не экранизация, а по мотивам )

На пятом месте пусть будет сказка
Три орешка для Золушки

Когда ты по книге делаешь фильм (особенно, если книга -- это роман), то тебе все равно надо переписывать сценарий заново. В романе много сюжетный линий, в полуторачасовом фильме все не раскроешь. В романе много героев, если их всех ввести в фильм получится просто каша. И так далее. Надо жертвовать, нещадно обрезать и пилить или же делать "фильм по мотивам". Если же мы берем сказку или рассказ (а они обычно коротенькие, простые и как раз с одной сюжетной линией) тут ситуация почти наверняка другая -- приходится додумывать, домысливать какие-то детали, которые не прописал автор. Короче, для меня эталон экранизированной сказки -- Три орешка для Золушки.

На четвертом месте пусть внезапно возникнет после двух детских фильмов
Город грехов

Как очень хорошая экранизация такого сложного литературного жанра как "комикс".

На третьем месте опять мультфильм
Остров сокровищ

Я не помню, что я делала раньше: читала или смотрела. Наверное, все-таки читала позже, ведь читала я "Остров сокровищ" лет в 6-7. Наверняка же я его смотрела раньше? Но вот не уверена. Но мне все равно нравится и одно, и другое произведение.

На втором месте экранизация Стивена Кинга
Побег из Шоушенка

Вообще, когда меня спрашивают: "А приведи хотя бы один пример хорошей экранизации," -- почему-то на ум чаще всего первым приходит именно "Побег из Шоушенка". Тут дело в том, что фильм меня буквально поразил! Я читала книгу и даже успела перечитать сильно задолго до первого просмотра фильма. И когда собиралась посмотреть фильм, заранее настраивалась, что фильм меня разочарует. А фильм оказался прекрасным. Тут опять нет нескольких героев, нескольких сюжетных линий, и история Энди показана как бы немножко с другого ракурса. Но вот вы же пробовали пересказывать прочитанную книжку? И ведь хорошо выходит. И тут так же: оставили самое главное!
Вообще, по Стивену Кингу много достойных экранизаций, но нельзя же ими весь рейтинг забивать. А приведенные две: Зеленая миля и Побег из Шоушенка -- лучшие из экранизаций Кинга.

И вот так неожиданно мы уже подошли к первому месту и фильму
Десять негритят

И я, если честно, снова не помню, что я делала раньше, читала или смотрела. Скорее всего, читала, потому что читала достаточно рано, а фильм мрачноват и не привлекал меня еще в это время.
Но фильм прекрасный. Даже знаешь, что убийца судья, а каждый раз заново смотришь: и как же он все это провернет?
А вообще, по-моему, в советское время у нас умели, любили и могли снимать экранизации. Сценаристы как-то понимали, что именно выкинуть, что оставить, чтобы история ничего не потеряла, а только заострилась и стала более компактной и яркой. Именно поэтому в топе достаточно много советских фильмов.

В список рассматривались, но по разным причинам не попали такие фильмы как "Гостья из будущего", сериал "Игра престолов", дилогия "Ночной+дневной дозор", "Звездный десант" по Хайнлайну, "Двухсотлетний человек", "Старая, старая сказка", "Обыкновенное чудо", "Тайна снежной королевы", "В поисках капитана Гранта" и "Если наступит завтра".
У меня не было цели составить полный список экранизаций или даже полный список неплохих экранизаций, но я все равно, возможно, что-то забыла.

А еще есть, например, другие хорошие фильмы, которые одновременно экранизации. Скажем, Форрест Гамп или Крепкий Орешек -- отличные фильмы и, говорят, тоже экранизации. Но поскольку я не читала книгу, то качество экранизации оценить не могу, поэтому фильмы эти в рейтинг не попали.
"Город грехов", кстати, попал в список в обход других экранизаций комиксов, возможно, только потому что это единственный комикс, который я читала. Но это не отменяет того, что мне очень нравится фильм и как фильм, и как экранизация.

Старые кино-рейтинги по тегу "кины".

А вы как любите: сначала читать, потом смотреть, или наоборот? Или никогда не смотрите, что что прочитали, и не читаете то, что посмотрели? И какие у вас любимые экранизации?
Tags: кины
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 49 comments