Иллюстрация "почему нельзя верить интернету".
Не верьте интернету. И не вздумайте сказать ни левую, ни правую фразу вашему преподавателю физики.
Статья "Как нам врали в школе и как на самом деле".

А я лучше расскажу историю из жизни, которая случилась со мной.
/* Мои студенты-старшекурсники эту историю чаще всего знают -- я ее часто рассказываю. */
Был у нас на пятом курсе предмет под загадочным называнием "Концепции современного естествознания". Предмет этот включает в себя обзоры разных современных теорий, как с научной точки зрения устроен мир. И, конечно, в любом высшем учебном заведении такой предмет входит в список обязательных предметов. Ведь образованный человек должен понимать, Солнце крутится вокруг Земли или Земля вокруг Солнца, кто такие "марсиане" и почему позавчера это точно были не они, и так далее.
Конечно, такой предмет включает в себя разное на разных курсах. Историкам рассказывают одно, математикам и физикам что-то чуть-чуть другое. И вообще, курс такой очень часто авторский. Кто читает -- тот и подбирает тематику.
Так вот. Предмет этот был "халявный" (т.е. в конце всем почти без проблем ставили зачет) -- а потому его никто не слушал (для зачета даже конспекты писать не надо было). Ну, читает лектор лекции, и пусть себе читает. Тем временем можно чем-то более полезным заняться: например, переписать к себе в тетрадку нужные пропущенные лекции.
А я ж была ботаник, т.е. отличница. Не то, чтобы лекции очень хотелось слушать, но переписывать мне было нечего. И не у кого. И вообще. Поэтому иногда я лекции слушала.
И вот слушаю я однажды лекцию и лектор на голубом глазу сообщает, что Солнечная система погибнет через 1014 лет, а вся Вселенная -- через 1019. Я аж вскинулась, руку подняла и спрашиваю:
-- А как же удалось так точно высчитать? И вообще, страшно как-то что срок такой маленький. Но все равно подозрительно, почему 1014, а не "примерно через тысячу"?
-- Это очень точные расчеты, вам не понять, и вообще, приводить их в моих лекциях я не буду, требуется серьезный астрономический и физический аппарат, а у вас его нет.
Ладно. Не буду, так не буду. Интересная какая современная концепция. Не знала такой. Оказывается, полезный предмет. Надо дальше слушать.
И вот, через некоторое время:
-- Температура на Марсе из-за особенностей атмосферы изменяется гораздо сильнее, чем на Земле. Она достигает как +200 градусов Цельсия, так и опускается до минус тысяча четыреста градусов Цельсия.
-- О! Позвольте, но как такое возможно? ниже - 273 градуса Цельсия же не бывает! -- не выдержала я, и выкрикнула некультурно прямо с места, не поднимая руки.
-- А это современная концепция. А ваши знания устарели. На Марсе бывает, -- ничтоже сумняшеся отвечает мне доцент кафедры какой-то физики, кандидат физических наук.
Знаете, этот вопрос меня очень заинтересовал. Я подошла после пары к лектору. Он, конечно, опять выдал:
-- Вы не поймете, т.к. в современной квантовой физике не разбираетесь. А расчеты очень сложные.
Но я ж настырная. Я полезла в интернет. И что я там вижу? Лекции московского профессора выложены в интернет -- и там в точности эти числа. И вообще, наш лектор ничего нового не изобретает, а просто эти же лекции и читает.
Тогда я решила спросить у московского профессора (как я жалею, что за давностью лет забыла фамилию этого чудесного человека). Откуда такая точность в вычислениях (1014 и 1019 лет, а кроме того -1400С на Марсе).
Профессор долго ржал (судя по смайликам в емайле) и объяснил все просто: когда текст набирали в веб -- сползли степени. И правильно читать 10 14, 10 19и -140 0С соответственно. Выражал большую признательность за найденные опечатки и срочно их исправил (уже через пару дней на сайте все было правильно).
На лекции по КСЕ я больше не ходила, чтобы не пошатнуть свою, давно сложившуюся более научную картину мира. А зачет, конечно, успешно сдала. Хотя на зачет шла с распечатками переписки с московским профессором )))
Спустя пару лет мы с мужем писали рассказ и самого бестолкового героя (но при этом профессора физики) надо было как-то проименовать. Памятуя про этого лектора, мы назвали его Чак Ковив. Это к тому, что нынешние студенты могут догадаться, кто вел у меня КСЕ )))
Никогда не верьте интернету. Интернет зло.
Ох, когда в науку -- вообще трудно. Но их уже так сильно приучают к интернету еще со школы...
Хотя на ее место пришла неведомая "микрогравитация".
Ага. -273 с копейками.
хотя, это тоже ж история из интернета...
Еще Козьма Прутков говаривал: Бди!
Не верится, что эти люди повсюду, и даже преподают в ВУЗах.
Выше поделились этой историей )))
Рассказывали про девушку, которая отвечала правильно, но периодически вставляла фразу "эн минус икс" в свою речь. Выучила лекции наизусть, это было "энных" (n-х).
Я в таких историях не понимаю фразу "рассказывала правильно".
Когда-то сам делал лекцию, но не сохранил.
Хотя как не делали. На физике же сначала тоже говорили, что если по поезду, который едет со скоростью v, идет человек со скоростью u (к голове поезда), то скорость человека относительно Земли будет u+v. А уже в 11 классе рассказали, что вообще-то нет, но можно считать, что да. )))
А вообще, такая подборка -- вещь странная. В геометрии, например, начинать надо с того, что если мы нарисуем треугольник, то сумма его углов никогда не будет Пи, а будет меньше. Но это "меньше" не определимо ни одним современным прибором, если треугольник не космических размеров ))))
А вы знаете уважаемого
Вот он очень круто рассказывает современные концепции :-)
И хотя я пока не знаю, но думаю, что человек все рассказывает правильно, тем не менее, не рекомендую студентам изучать современные концепции по блогу в интернете )))
Хотя конкретно "концепции" -- это очень расплывчатый и неконкретный курс. Его, наверное, можно. Должно же просто мировоззрение формироваться )))
Edited at 2017-02-27 16:36 (UTC)
До сих пор стыдно что логарифм не узнал.
Если до сих пор стыдно -- это хорошее наказание за проступок!
дауисториков.А тема про различные системы календарей, как мне кажется, любому историку будет полезна, понятна и интересна. ) И опять же тема такая... вполне историческая!
Я знаю, что преподаватели истории примерно так же
как на дауновсмотрят на некоторых студентов моего же матфака и смежных факультетов )))-- Как же так, он не знает, кто такие "птенцы Керенского"! -- каждый раз недоумевает наша преподаватель истории (у нее по этим самым "птенцам", кажется, кандидатская ))
-- А этот вообще учудил! Он спросил, почему Багратион не за французов, а за русских! Как можно было подумать, что Багратион за французов?
и так далее.
Я уж разные случаи плохо запоминаю, потому что мне-то они такими вопиющими случаями безграмотности не кажутся )))
Совсем его не быть не может. Он входит в обязательную компоненту по федеральному стандарту.
Другое дело, что если курс был "халявным", то он мог напрочь забыться ) Я тут недавно с удивлением почитала мой вкладыш в диплом )
А лектор узнал о своём невежестве ?
Не знаю. Но судя по отзывам современных студентов, он нормальный )))
Согласна с вами в вопросе разного наполнения курса КСЕ, в зависимости от специализации.
С факультета культуры и искусств -- рассказывали, например, про то, почему раньше математика преподавалась на "факультете искусств". А с филологического -- про Льюиса Кэррола какого-нибудь ) Ну, а с математического -- решали задачки древнегреческие древнегреческими же методами ))
Надо просто обладать критическим мышлением. И, во-первых, обращать внимание на конкретный источник и степень его доверительности, ангажированности и т. д. Во-вторых - "при любой непонятной ситуации - перепроверяй".
Неплохое про основы фэйкостроения и "фактчекинг для чайников" можно почитать на "Лапшеснималочной" (https://noodleremover.news/) и "Стопфэйке" (http://www.stopfake.org/ , забабанен Роскомпозором, напрямую из России не открывается, используйте FriGate или что-нибудь подобное).
Сами фэйки там в основном общественно-политические (а на втором в основном украинские, за что и забабанен). Но есть статьи про общие методы выведения брехунов на чистую воду (а тут уже не важно, про инфляцию или про гравитацию).
Edited at 2017-02-28 09:44 (UTC)