Ekaterina Kukina (kukina_kat) wrote,
Ekaterina Kukina
kukina_kat

Categories:

Трижды пять или пятью три?

Пост про таблицу Пифагора собрал много комментариев, а часть из них хочу оформить в отдельные посты.

Вопрос был про нашумевший некоторое время назад скандал про то, что множители менять местами по современной методике, якобы, нельзя.

Помните такой скандал?

Задача: в пять кружек разложили по три кубика сахара. Сколько всего кубиков сахара?

Школьник должен записать в своем решении: 3+3+3+3+3=3*5=15.
А вот запись 5*3 в данной ситуации будет не вполне корректной.

И многие родители в интернете возмущались: как же так? Вот тупые все эти педагоги и методисты, которые не понимают, что от перестановки мест сомножителей произведение не меняется. А уж то, что учителя тупые и обсуждать нечего.

Вообще, если вы хотите не просто кричать, что все неправы, а понять и точку зрения оппонента, в чем состоит зерно методики "в которой местами менять множители нельзя", и так далее -- ответ под катом.

Умножение во 2 классе вводится как сокращение суммы нескольких слагаемых.

Например, 10 слагаемых по три 3+3+3+3+3+3+3+3+3+3 сокращенно записываем как 3*10. Это форма записи.

Как взрослый человек вы знаете, что произведение десяти множителей мы тоже записываем короче. 3*3*3*3*3*3*3*3*3*3=3^10. Это тоже просто форма записи. Ничего страшного.

Согласитесь, с первого раза очень даже непонятно, почему 10 слагаемых по 3 дадут тот же результат, что и 3 слагаемых по 10? Этот вывод, как минимум, не очевиден.
А для приведенного вторым примера 3^10 вовсе не равно 10^3.
Итак, на данном этапе умножение -- лишь сокращение формы записи.

У умножения еще нет никаких свойств. Ни коммутативности (в школе это называется переместительный закон: от перестановки мест сомножителей произведение не меняется), ни ассоциативности (это называется в школе сочетательный закон: значение произведения не зависит от того, как сгруппированы сомножители).

Первые задачи на умножение (повторюсь: ПЕРВЫЕ) -- на самом деле просто на то, чтобы ребенки умели переписывать длинную запись, которая возникает в задаче в короткую.

Задача. 7 девочек гуляли в парке, у каждой из девочек было по 2 бантика. Сколько всего бантиков?

Ребенок, еще не знакомый с умножением, напишет 2+2+2+2+2+2+2 сокращенная запись семи слагаемых это 2*7. Вот это ребенок и должен продемонстрировать при решении этой задачи.

Но тут в решение домашней работы вмешивается "заботливый" родитель. Который уже сто лет назад забыл, в каком порядке в школе вводились сомножители (я тоже забыла, не волнуйтесь; любой человек забыл бы). Он видит 7 девочек по 2 бантика и ничтоже сумняшеся пишет ребенку в домашке 7*2.

Для взрослого операция умножения -- это не какое-то новое таинство и неясность, это просто и легко. Он не задумывается, что и почему. 7 девочек по 2 яблока -- нутром чую, что перемножить надо. Рефлекс.
У маленького человечка этого рефлекса нет. Мы его как раз вырабатываем. Двойка, сложенная с собой семь раз, записывается как 2*7.

В дальнейшем ваш ребенок тоже будет "нутром чуять", когда надо умножить. Даже когда речь пойдет не про целые числа.

Итак, взрослый видит задачу, пишет 7*2=14 и довольный.

Если ваш ребенок на момент вот этого вот изучения уже сам откуда-то знает, что множители коммутируют, все норм -- он не запутается. Но бывают дети, не так быстро догоняющие. Бывают дети, которые к этому моменту и концепцию сложения-то не до конца понимают. И им надо все по полочкам. Если семь слагаемых по 2 -- мы это обозначаем 2*7. А дальше смотрим результат в таблице умножения.

В этот момент вмешиваться и менять сомножители местами просто неправильно!!!!! Где в задаче про 7 девочек и 2 бантика 2 слагаемых по 7? Да, можно с натяжкой придумать. У девочек на всех 7 левых бантиков и 7 правых. Но так вообще никто не думает!

А вспомним задачу про чашки. 5 чашек по 3 кубика сахара.
И представьте на минутку, что вы ни сном ни духом не знаете, что такое умножение. Знаете только сложение. Как вы ее будете решать? Правильно. 3+3+3+3+3, а вовсе не 5+5+5. Логику можно придумать и под второй решение. Но, согласитесь, ВСЕМ в голову приходит именно первое.

Ребенку же надо показать, как мысль идет, как тут умножение появляется.

Вот примерно с недельку-две дети учатся переписывать примеры на сложение в примеры на умножение.
Если ребенку математика дается с трудом, в этот момент очень важно соблюдать порядок сомножителей, чтобы ребенок не запутался.

А кроме того, представьте, что запись 3*3*3*3 ребенок переписал в виде 4^3, но после этого написал правильный ответ 81. (3*3*3*3=4^3=81) Безусловно, нормальный учитель должен его поправить. 3*3*3*3=3^4=81. Т.е. ошибку ученик все-таки допустил. Учитель в праве и оценку за такое снизить.

Именно из-за того, что операция "возведение в степень" не коммутирует, его обычно обозначают 34. Согласитесь, сложнее перепутать 34 и 43. Однако же, не считайте пример надуманным. У меня была студентка (с непрофильного факультета), которая путала.

Поэтому поправление учителем такой записи -- это нормально. (На этапе обучения понятию "умножение").

Гораздо сложнее дело, если учитель снижает оценку неправильную расстановку сомножителей. Есть довольно большое количество детей, знакомых с умножением (и с его коммутативностью) до того, как это проходили в школе. Ну, и родители, когда ребенка обучали, конечно, не вдавались в подробности, какой сомножитель на какое место ставить, поэтому ребенок и не знает. Конечно, снижать оценку за это не стоит.

А вот если учитель делает поправку, не снижая оценку, сразу считать, что ваш учитель -- идиот, не надо. В вашем классе, возможно, 90% детей не могут понять, что вообще за умножение такое -- для них порядок сомножителей при переписывании очень важен именно для понимания процесса.

В частности, если ваш ребенок сделал так в домашней работе, то это одно дело. Но если его вызвать к доске и он опять неправильно расставит сомножители, то большинство одноклассников просто не поймут, что произошло, и как он так придумал. После чего учителю придется объяснять задачу еще раз -- так, чтобы все поняли, да еще тут же рассказывать про то, что умножение коммутативно, чтобы объяснить, почему он не ставит двойку за "неправильное" решение.

И еще повторю: этот период в обучении длится недолго. Неделю-две, максимум месяц. После этого детям показывают, что от перестановки мест сомножителей произведение не меняется (иногда продвинутые учителя не просто показывают, а доказывают это с помощью прямоугольника) -- и дети уже могут записывать в любом порядке.

После того, как мы научились абстрактную задачу переводить в язык умножения, мы можем умножение перевести в язык прямоугольников. Смотрите:
Прямоугольник. У него пять строчек и 3 столбика. Давайте посчитаем, сколько в нем клеток.
Можно складывать по строчкам. 3+3+3+3+3 и получим 3*5. А можно складывать по столбикам 5+5+5 и получим 5*3. Тут-то мы и догадались, что 3*5 всегда даст тот же результат, что и 5*3.

Но абстрактную задачу сразу перевести на язык прямоугольников -- это очень нелегкий процесс. Откуда в кружках с сахаром прямоугольник? Откуда в девочках с бантиками прямоугольники? Поверьте, это очень сложно понять.

И еще разок. Бывают дети, которые все схватывают на лету. Им не сложно понять, что такое умножение, почему сомножители коммутируют и так далее. А бывают другие дети -- им трудно. Они не тупые, не глупые, не дебилы. Им просто трудно. Да, и в вашем классе будут одни дети, которым легче, другие, которым труднее. Когда ваш ребенок уже разобрался в материале, можно научить его чему-то другому. В частности, тому, что не надо смеяться над теми, кому трудно. Что не надо плакать, если учитель поставил четверку -- даже если вы бы в этой ситуации поставили пятерку. Что бывают разные требования: требования к смыслу и требования к оформлению; требования справедливые и не очень -- и вторых даже больше в жизни, чем первых.

Я против, чтобы ребенку снижали оценку за то, что он пишет 3*5 в той ситуации, когда надо писать 5*3. Но тем не менее, если учитель это поправит -- это вполне оправдано.

Школьное образование -- это не гонка. Образование -- это организованное движение из пункта А в пункт Б. Тут не надо нестись на скорости 200 км/час, расталкивая неопытных водителей, которые с полной сосредоточенностью едут в самой правой на 30 км/час и видят только кусочек дороги прямо перед собой. Тут надо аккуратно ехать и доехать. Вот учителю как раз надо, чтобы в конце-концов добрались все.
Tags: преподское, социальное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Злые решебники

    Недавно мой коллега, которого я очень уважаю, учитель математики в хорошей московской школе, написал о вреде решебников. Что решебники вредят…

  • Еще фрукты/овощи в Мексике

    Когда мы только-только приехали в Мексику, я показывала какие-то местные фрукты-овощи. С тех пор новых накопилось мало, но пусть будут. Чтобы была…

  • Кому задачек?

    (задачки начинаются после первой картинки. Все, что до картинки -- предисловие, внесено под кат и можно пропустить). Представим себе, что вам надо…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 200 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • Злые решебники

    Недавно мой коллега, которого я очень уважаю, учитель математики в хорошей московской школе, написал о вреде решебников. Что решебники вредят…

  • Еще фрукты/овощи в Мексике

    Когда мы только-только приехали в Мексику, я показывала какие-то местные фрукты-овощи. С тех пор новых накопилось мало, но пусть будут. Чтобы была…

  • Кому задачек?

    (задачки начинаются после первой картинки. Все, что до картинки -- предисловие, внесено под кат и можно пропустить). Представим себе, что вам надо…