Кукина Екатерина (kukina_kat) wrote,
Кукина Екатерина
kukina_kat

Categories:

Топ 5 литературных произведений в жанре "фэнтези"

Видимо, в какой-то момент в детстве я не дочиталась сказок. Ну, да, в 12 лет я уже прочитала всю "Анжелику" и Жюльетту Бенцони -- кстати, с тех пор "дамские" романы и не читаю напрочь. )))

А сказок точно, видать, не дочитала. Поэтому во взрослом возрасте любимыми жанрами литературы у меня стали всевозможные фантастические жанры. Тут и вымирающий вид -- научная фантастика, и фантастика приключенческая/боевая, и фантастика сложно классифицируемая, и, конечно, самая сказочная из фантастик -- фэнтези.

Хочу написать про мой ТОП-5 фэнтези-книжек. Ключевое слово -- "мой".
При этом под "книжкой" я иногда понимаю одно произведение, иногда целый цикл, а чаще что-то среднее.

На пятом месте
Генри Лайон Олди -- цикл "Чистая фэнтези".


Генри Лайон Олди -- очень интересный автор в жанре фэнтези. Правда, вот беда, ни одно произведение не устраивает меня до конца. Всегда великолепное, интересное начало, захватывающее до мозга костей, иногда очень нестандартные идеи и нетривиальные мысли (как, например, в Кабирском цикле -- один из самых необычных фентези-миров в истории )))) и совершенно никакой конец.
Ни конца, ни кульминации, ничего.

Поэтому в топ все-таки попал цикл "чистая фэнтези". Да, возможно, построенный мир не отличается оригинальностью -- стандартный фэнтезийный мир с магией, колдунами, вызывающими мелких бесов и демонов, и т.д. Но написано как всегда блестяще, а каждая книжка цикла (их можно читать отдельно) доведена до логического завершения.

На четвертом месте
Хроники Амбера Роджера Желязны


Если брать авторов, то Роджер Желязны -- лучший автор в жанре фентези, как по-моему. У него есть много совершенно чудесных произведений, начиная от "Джека из тени", продолжая "историями рыжего демона" и заканчивая "Лордом Демоном" (дописанным уже посмертно). Но как ни крути, лучшим циклом и произведением, остается "Девять принцев Амбера". Принцы Амбера попадают только на четвертое место топа за ту половину цикла, что про Мерлина, сына Корвина.

В Хрониках Амбера присутствуют все элементы хорошего фэнтези -- и оригинальная идея мира, и проработанные персонажи, и закрученный сюжет, и магия, и простое человеческое коварство, и промежуточные итоги в конце каждой книги (из первого цикла про Корвина, потом автор забил на глупую условность заканчивать книги -- и это большой минус). Короче, Амберы однозначно попадают в топ-5 лучших фэнтези ))

На третьем месте
Ведьмак Анджея Сапковского.

Не поймите меня неправильно, Геральт из Ривии -- мой любимейший книжный герой из всех, наверное. Даже лучше Корвина из Амберов и Дартаньяна из Мушкетеров. Но сага целиком никак не поднимается выше третьего места. Во-первых, третья книга ("как Цири нудно училась магии") -- это скука смертная. Четвертая книга, правда, опять ничего -- но до нее же еще дожить надо! Во-вторых, про Цири вообще вся половина саги скука смертная (и когда я читала первый раз, куски про Цири пропускала, как в других книжках мы пропускаем описания природы, девочки пропускают войны в "войне и мир", а мальчики наоборот любовную линию...). А в-третьих, нет никакой возможности простить Сапковскому -- внимание, спойлер! -- смерть Геральта. Вот Йенифер правильно убил, так ей и надо. Хотя я вынуждена признать, что с точки зрения целостности литературного произведения, это был единственно возможный финал.

Кстати, все остальное у Сапковского далеко не такое интересное.

Второе место среди всех-всех-всех лучших фэнтези в мире достается
Ведьмам Терри Пратчетта

Плоский мир Пратчетта из той же серии "стандартных фэнтези-миров": магия, сказочные существа, тролли, гоблины, квази-средневековье. Построение мира и оригинальная идея тут не так первичны. А вот тонкий юмор (а местами и не очень тонкий, но все равно смешной), великолепная проработка персонажей, оригинальные повороты сюжета, в старых знакомых декорациях -- совершенно неподражаемы.
Не все серии Плоского мира мне нравятся одинаково. "Мор, ученик Смерти" и "Цвет волшебства" -- не такие хорошие, как "Стража! Стража!" и Ведьмы. Но Ведьмы выигрывают у мистера Самюэля Ваймса все-таки.

Сочтите меня старомодной, но каждая книга должна иметь завязку, кульминацию и -- внимание! -- развязку. Многие же авторы в жанре фэнтези пишут свои книги совершенно по другому принципу. Это не отдельные книги, а главы из полноценных произведений. У них нет ни начала, ни конца. Возьми "Битву королей", а не "Игру престолов" и ты увидишь: произведение не начинается, не заканчивается, и даже кульминации никакой внутри тоже нет. Это не книга -- это глава книги.
Книги Терри Пратчетта с этой точки зрения мне нравятся на порядок больше. Читать их можно совершенно в произвольном порядке (проверенно! Я так и читала). Все понятно. У каждой книги есть начало, середина, конец. Завершенный сюжет, проработанные персонажи. Да, у персонажей появляется больше штрихов и больше объема, когда читаешь не одну книгу, а несколько книг серии, но и одна книга -- это отдельный шедевр )

Поэтому Терри Пратчетт однозначно один из лучших авторов в жанре фэнтези, а его Ведьмы из Ланкра -- лучшее типично фэнтезийное произведение.

Ну, и мы добрались до первого места. И здесь вы можете проверить свой возраст.
Если вы думали, что здесь будет Гарри Поттер -- вы школота.
Если вы думали, что здесь будет Властелин Колец -- наоборот.
А здесь вовсе даже оказывается, возможно, нестандартное и спорное произведение
Пикник на обочине Стругацких

Стругацкие, как и многие другие советские фантасты, плохо поддаются классификации по жанрам фантастики. Если у зарубежных/американских авторов вы видите совершенно отдельно фэнтези, совершенно отдельно science fiction, и у обоих жанров есть строгие законы и каноны, а уже современная находка -- смешивание жанров, то советские фантасты начали смешивать жанры еще до того, как научились их разделять.
Возьмите "трудно быть богом" тех же Стругацких, которая начинается как типичная фэнтези: средневековье, маг, какие-то битвы и прекрасные девушки. Но еще не доходя до середины мы узнаем, что никакой магии в маге нет и сплошь современные технологии. В классической фэнтези ужасный прием, доводящий меня лично до зубного скрежета -- у Стругацких смотрится совершенно органично )))

Ну, возвращаемся к нашему "Пикнику" -- фэнтези. Мир, в котором непонятно откуда взялась магия, воспринимаемая как естественная часть мира; люди учатся жить с этой магией. Магию называют "зоной" или "аномалией", но сути ее это не меняет. Да, мир "Пикника" построен не по подобию Легенд о Короле Артуре и сказок о Принцессах, спасающих драконов, а по подобию городских легенд и городских страшилок. Возможно, если классифицировать как поджанр, получится "городская фэнтези" -- это уже сложный для меня вопрос: я не литературовед, а чистый потребитель!
Ну, и первое место за нестандартность мира, за законченность произведения, за проработанность образов. За главную и основную мысль.

Топ-10 написать не получилось. Наверное, в топ 10 попал бы Гарри Поттер. Наверное, Волшебник Земноморья Урсулы Ле Гуин. Может быть, Асприновский МИФ. Может быть, Пехов с серией "Киндрэт" -- как единственным приличным вампирским фэнтези. Не знаю. Не дотягивают они все до топа "всех времен". )))

После всех моих топов обязательно возникают вопросы: "Катя, ты забыла...". Так что надо сразу написать: я совершенно точно не забыла Толкиена, не забыла Джорджа нашего Мартина и не забыла Лукьяненко. Хотя кого-то наверняка забыла. Но может ли быть включено в топ произведение, про которое забыли после нескольких дней специального раздумья на тему "кого бы включить в топ"?

И еще есть прото-фэнтези. Произведения, которые были еще до возникновения жанра фэнтези, но которые уже пост-фактум к этому жанру относят. Например, Нарния, Алиса в стране чудес, Мастер и Маргарита... Ну, вот не совсем это фэнтези все-таки на мой взгляд.
Хотя объяснять чем "нестандартная фэнтези" отличается от "не совсем фэнтези" я не рискну.
Tags: читательское
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 42 comments