В музей-панораму Бородинского сражения мы один раз не попали. Пришли за полчаса до закрытия и нас не пустили.
Тогда мы внимательно все осмотрели рядышком. Вот, например, памятник Кутузову и другим героям войны 12 года.
Присмотримся внимательнее:
Хороший памятник! Значит, решено: на следующий день предприняли еще одну попытку посещения. Вожделенный билет получен:
Большая часть композиции музея -- материалы "по мотивам" Бородинского сражения.
Картины битвы.
А вот уже отступление французов.
Другие произведения искусства. Наример, прижизненное издание "Войны и мира".
Портреты героев. Барклай.
Багратион.
Лично у меня в детстве всегда была проблема: в войне 12 года по фамилиям различать наших от ихних. Кутузов-то понятно. А вот почему Наполеон ихний, а Багратион наоборот нашенский?
Еще экспонаты по мотивам -- интерактивные экраны, где показано, как двигались наша и французская армии во время сражения.
Витрины с воссозданными сценками.
Как мы поняли, ходить по этому музею с гидом гораздо интереснее. Все эти экспонаты служат отличными иллюстрациями к его рассказу. Но экскурсия очень длинная, дети бы пока не вытерпели, заскучали. Им было гораздо интереснее рассматривать все по-быстрому, задерживаясь там, где наиболее интересно. Например, у стендов с оружием.
Меня же очень заинтересовали книги начала 19 века. Вот, забавная какая -- книжка по математике!
Картинка -- ссылка на картинку побольше, где можно прочитать текст.
К чему в музее эта книжка, я не поняла. Но все равно интересно.
У меня во френдах есть несколько посткроссеров. Специально для них щелкнула экспонаты: открытки времен 19 века c Бородинской тематикой.
Я пять раз переспросила у служителей -- открытки не современные, а сразу послевоенные.
А вот уже экспонаты более приближенные к войне -- трофеи!
Вот про эту статую нам с Антоном очень долго служительница рассказывала, какая она исключительная, что для нее лично позировал Наполеон и т.д. Но я слушала вполуха, потому что Антон как раз хотел вскрыть витрину с французским фарфором, которую мы видели на предыдущем фото. А может, не вскрыть, а просто покачать, послушать как красиво она звякает.
Ну, а вот, собственно, и то, ради чего все затевалась -- сама панорама. Дух захватывает, ничего не скажешь! Впервые дети никуда не неслись, сломя голову, как они обычно осматривают все в музеях, а смотрели и смотрели.
В центре зала смотровая площадка. Вокруг нее -- постройки. На стенах картины, которые создают ощущение большого поля, в середине которого находится зритель.
Постройки очень интересные. Сгоревшие дома -- а бревна прямо тлеют, огоньки мерцают. Красиво.
Во многих направлениях не отличить, где заканчиваются постройки, а начинается рисунок.
Например, на этом кадре половина забора построена, а дальше нарисована.
Вот еще постройки, придающие достоверности. Интересно разглядывать детали.
Фото "Мы здесь были".
-- Ну, что, куда пойдем дальше?
-- Никуда. Мама, давай никуда.
Находились мои мужички.
Что такое у них во лбу? Нельзя же уйти из музея, не купив сувенирчиков.
Календарики на 2012 год.
Открытки, кстати, тоже были, но не такие красивые, как картинки 19 века, поэтому не приглянулись совершенно.
Из непоказанного: еще есть зал горящей Москвы, где на стенах проецируется видео и постоянно горит Москва.
Очень впечатляющий зал, но фотографированию совершенно не подлежит.
Вобще, весь музей очень интересный и впечатляющий.
Посещение музеев войны 12 года и Великой Отечественной Войны породило много разговоров с детьми по поводу нашей истории, войн и так далее. По-моему, дети слегка запутались в разных войнах, но вот эти военные музеи им однозначно понравились.