Эйнштейн? Нет, этого великого физика я никогда не видел. Кажется, ему принадлежат слова: "Всякий изрядный ученый должен быть хотя бы немного уличным мальчишкой." Был ли сам Альберт Эйнштейн уличным мальчишкой хотя бы немного? Ничего об этом не знаю!
Я? Нет, я не был. Но зато я учился в интернате. Нам там одежду по мерке шили. Однажды сшили курточки (для хозяйственных работ), такие клетчатые. Нет, нет, не полосатые! Мы их очень любили, такого ни у кого не было.
Однажды нас повезли, весь интернат, в Оперный театр. Все были в пальто. Я дошел до контролера. Выд у меня был юный, она говорит: "На вечерние сеансы детям не полагается!" Мне жарко стало, я шапку снял. Она видит, человек наголо острижен. Хотела загородить вход, а тут наши подоспели, тоже шапки сняли, тоже все лысые. Старушка ретировалась, мы пошли в гардероб.
Кто понимает, в Новосибирском оперном лучшие места -- это 2-3 ярусы. Но для престижа "почетных гостей" сажали в партер на второй ряд. Это была "бронь обкома". Когда балет, это очень плохо: балерина приземляется, тучи пыли и стук, как от копыт. Все это лучше не видеть, не слышать, тем более, что из второго яруса лучше слышна музыка. Ну вот, второй ряд -- "бронь обкома", а 3-4 ряд мы заняли. Все в клетчатых курточках. Это был фурор! "Почетные гости" весь вечер нервно оглядывались.
А потом на автобусах ехали к себе по ночному городу Мирные жители в испуге просыпались от дружного пения: "А я иду, играю автоматом, как просто быть солдатом, солдатом!" Многие были недовольны. А мы песни Окуджавы очень любили, особенно "Синий троллейбус", мы эту песню в кинофильме "Цепная реакция" услышали. Ну, и А.Городницкого уважали: "От злой тоски не матерись, сегодня ты без спирту пьян".
Про интернат папа рассказывал часто. Необычными были истории об интернатской еде. Например, мы с Ольгой, дети, говорили за столом всякие нелицеприятные и очень неаппетитные вещи. Папа всегда говорил так:
-- Хорошо, что я воспитывался в интернате. Нормальный отец давно бы вас за такие разговоры из-за стола выгнал, они аппетит отбивают. А мне -- хоть бы что!
В интернате ребята часто шутили так. Один говорит другому: "Я в твой сок плюнул!" Сначала эта шутка действовала, второй брезговал, сок не пил -- и он доставался первому. Даже в сок на самом деле плевать было не обязательно ))) Но без сока долго не проживешь -- поэтому у всех возник иммунитет к подобным шуточкам!
А еще папа рассказывал, что их кормили всякой необычной едой (интернат-то был передовой! будущих ученых воспитывали). Например, кормили вареньем из розовых лепестков (Папа говорил: "Малиновое вкуснее, а это еще и духами воняет!"); проросшей пшеницей ("Очень полезно, но нормальные хозяйки такую дрянь не покупают"); угрем ("О! это было мое любимое блюдо! Девчонки и многие мальчишки пугались, думали что это змея -- и не ели. А мне больше доставалось!")
В детстве мое воображение всегда волновало варенье из розовых лепестков. А вот сейчас мне все хочется угря попробовать. С возрастом, наверное, и проросшую пшеницу возжелаю.